Очередное заседание секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии было посвящено одной из актуальнейших проблем нашего времени – питьевой воде. Тема встречи – «Состояние и перспективы системного законодательного обеспечения развития водоснабжения и водоотведения в свете реализации программы «Чистая вода» вызвала оживленную дискуссию присутствующих специалистов, экспертов и экологов. Председатель секции, заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Александр Иванович Фокин, во вступительном слове отметил важность мнения каждого специалиста в формировании законодательного обеспечения обсуждаемой программы. Государственная программа “Чистая вода”, являющаяся продолжением одноименного партийного проекта “Единой России”, нацелена на улучшение качества питьевой воды, подаваемой населению, и доведение услуг по водоснабжению до уровня, отвечающего потребностям жизнедеятельности человека. В России сосредоточено около 20% мировых запасов пресной воды, говорилось на заседании, что накладывает большую ответственность на поставщиков и пользователей питьевой воды,  и призывает каждого из нас бережно относиться к этим бесценным запасам. Учитывая, что 40% россиян пьют некачественную воду, реализация программы “Чистая вода” за 10 лет поможет решить эту проблему и увеличить продолжительность жизни россиян на 5-7 лет. Обеспечение населения чистой питьевой водой является приоритетным направлением политики социально-экономического развития нашей страны. Выступающие отметили, что при анализе сложившейся в Российской Федерации системы законодательства в целом ряде федеральных законов, относящихся к разным отраслям права, выявляется наличие множества регулирующих норм, распространяющих свое действие на водоснабжение и водоотведение. При таком фрагментарном подходе к регулированию водоснабжения и водоотведения – самых востребованных видов экономической деятельности, имеющих большое социальное и природоохранное значение, обеспечить их нормальное состояние и, тем более, расширенное воспроизводство оказывается невозможно. Из числа двенадцати федеральных министерств и ведомств, деятельность которых согласно действующему законодательству в той или иной мере направлена на регулирование водоснабжения и водоотведения, нет ни одного ведомства, которое бы являлось головным в решении проблем организаций коммунального комплекса. Рассматривая жизненный цикл воды, включающий нахождение воды в водных объектах, обращение воды в процессах промышленного и хозяйственно-бытового использования, а так же сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества промышленного происхождения и остатки жизнедеятельности человека, становится очевидным то, что эти вопросы не имеют целостной правовой базы. В результате водопотребление не регулируется ни водным, ни природоохранным законодательством. Принимая во внимание, что качество воды в водных объектах находится в прямой зависимости от качества сточных вод, и, учитывая прогрессирующую неудовлетворительную статистику по очистке сточных вод, несложно спрогнозировать, что экологическое состояние водных объектов будет неуклонно ухудшаться. При всем множестве требований по отношению к воде, отсутствует четкий и внятный механизм обратной связи, который бы надежно обеспечивал, стимулировал и контролировал их соблюдение. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду согласно постановлению Правительства РФ, администрирует Росприроднадзор. И в то же время этот федеральный орган не имеет права контролировать качество сточных вод абонентов, сбрасываемых в канализационные сети, и уровень экологической и энергетической эффективности применяемых ими технологий по локальной очистке производственных сточных вод. Представляется логичным в законодательном порядке определить Ростехнадзор в качестве головного ведомства для организаций ВКХ. Одновременно следует установить порядок учреждения специализированных фондов для финансирования развития и модернизации систем водоснабжения и канализации на территориях субъектов Российской Федерации, в которых при определенных законодательством условиях с учетом интересов организаций ВКХ могут аккумулироваться средства от платежей за воздействие на окружающую среду и от оказания услуг водоснабжения и водоотведения. В настоящее время к водопользователям, имеющим выпуски в водные объекты, в частности к организациям ВКХ, предъявляется целый комплекс требований. Аналогичные требования должны предъявляться и к каждому выпуску абонентов в системы коммунальной канализации. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы в части нормирования и контроля качества сточных вод абонентов, а так же в части применения к абонентам системы экономических стимулов и санкций, создающих мотивацию для изменения производственных технологий в направлении рационального использования водных ресурсов. К перспективным направлениям в сфере водоснабжения и водоотведения следует отнести предложения по изменению ряда законодательных актов, которые должны распространять экономические стимулы, льготы и санкции, основанные на принципах НДТ и технологических нормативах на абонентов, оказывающих опосредованное воздействие на окружающую среду. На заседании секции было предложено дополнительно ввести в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» понятие системы канализования, включаемой в понятие окружающей среды в качестве антропогенного объекта, имеющего важное социальное и природоохранное значение. А так же распространить нормы и требования экологической эффективности на деятельность абонентов, оказывающих не прямое, а опосредованное воздействие на окружающую среду. В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» было предложено предусмотреть экспертизу документации технологий и веществ, связанных с системами канализования, и материалов обоснования установления технологических нормативов для абонентов, оказывающих опосредованное воздействие на окружающую среду. По мнению выступающих, в КоАП и Налоговом кодексе Российской Федерации необходимо предусмотреть как административные санкции, так и налоговые льготы в отношении абонентов, пользующихся услугами водоснабжения и водоотведения, деятельность которых поддается технологическому нормированию и соответствует области применения НДТ. В Водный кодекс Российской Федерации рекомендовано включить понятия «канализование», «регулируемые виды вод», «канализационная сеть», «жизненный цикл воды». Участники заседания секции полагают, что в результате исключения пробелов в законодательстве, касающемся отрасли водоснабжения и водоотведения, будет повышено качество жизни населения, обеспечена должная охрана окружающей среды и скорейший переход к использованию наилучших существующих технологий. Создание правовой основы для повышения экологической, энергетической и экономической эффективности деятельности организаций ВКХ и хозяйствующих субъектов, связанных с системами водоснабжения и канализации даст уверенность, что эффективное осуществление государственной программы «Чистая вода» будет не только обеспечено, но и гарантировано. В результате дискуссии, члены и эксперты Высшего Экологического Совета приняли решение обратиться в Правительство Российской Федерации с отдельным предложением об отнесении вида экономической деятельности, связанного с канализованием и очисткой сточных вод, к деятельности по обеспечению экологической безопасности, относящейся к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Так же было рекомендовано Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации предусмотреть в законопроектных работах разработку рамочного федерального закона, регулирующего этапы жизненного цикла воды, изъятой из водного объекта. Важным пунктом стало предложение Правительству разграничить в законодательстве РФ полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций ВКХ и их абонентов в области обеспечения экологической безопасности систем канализования и внедрения наилучших доступных технологий водопотребления и очистки сточных вод. Ростехнадзор было решено наделить статусом головной организации по отношению к организациям ВКХ. А организации ВКХ в свою очередь наделить правом осуществлять государственный учет абонентов и государственный контроль объемов потребляемой воды и качества сточных вод. Подчеркивая тему заседания, были внесены конкретные предложения по изменению законодательства, регулирующего водоснабжение и водоотведение, распространение на сферу ВКХ механизмов, установленных в природоохранном законодательстве в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий. Подводя итог заседания секции, Александр Иванович Фокин отметил плодотворность дискуссии и поблагодарил собравшихся за содержательные доклады и объективный анализ ситуации. Резюмируя, члены секции «Экологическая безопасность»  приняли решение рекомендовать Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии осуществить усовершенствование законодательства, регулирующего водоснабжение, водоотведение и водопотребление, которые охватывают все этапы жизненного цикла воды.