Одной из наиболее значимых проблем современности в мире является проблема обращения с отходами производства и потребления. Не менее актуальна она и для Российской Федерации.

Масштабы образования отходов в Российской Федерации характеризуются величиной порядка более 3,5 млрд. т. в год. Средний уровень использования отходов в хозяйственных целях составляет около 36%.

Скопившиеся на территории нашей страны отходы, свалки, захоронения высокотоксичных и ядовитых веществ следует рассматривать как накопленный за многие десятилетия экологический ущерб. Общий объем накопленных неутилизированных отходов оценивается приблизительно в 82 млрд. тонн. На территории Российской Федерации насчитывается около 11 тыс. полигонов и свалок. При этом средний уровень вторичного использования промышленных отходов составляет 35 %, твердых бытовых – 3-4%.

В результате низкого уровня вовлечения отходов в хозяйственный оборот происходит постоянное накопление неиспользуемых отходов.

Из-за несоответствия многих объектов складирования и захоронения отходов действующим экологическим и санитарным нормам происходит их негативное воздействие на окружающую природную среду. Превышение ПДК вредных веществ в почвах, стоках и грунтовых водах вблизи мест размещения отходов часто достигает десятки и сотни раз, что представляет серьезную угрозу для окружающей природной среды.

Многократно возросли масштабы неконтролируемого выброса и скопления отходов в несанкционированных местах, в том числе в районах водо-охран- ных зон, дачных поселков, гаражно-строительных кооперативов.

По мере расширения масштабов приватизации объектов размещения отходов (свалок) возрастает угроза потери государственного контроля над ростом стоимости услуг по обезвреживанию и захоронению отходов, в то время как экологическая опасность таких объектов продолжает оставаться высокой.

Производственная база обезвреживания и переработки отходов ограничена, а по большинству видов отходов отсутствует (в числе наиболее распространенных проблемных видов отходов следует выделить отходы добычи и обогащения руд цветных металлов, осадки и шламы очистных сооружений, гальваношламы и нефтешламы, отработанные нефтепродукты, многотоннажные отходы производства минеральных удобрений, золы и шлаки ТЭС, изношенные шины, вышедшие из употребления пестициды и ядохимикаты).

Кроме того, предпринимаются попытки ввоза в Россию иностранных опасных отходов (в том числе радиоактивных), импортируются непригодные для употребления продукты питания и товары.

Также оказывается огромное радиационное воздействие на окружающую среду.

В 2008 году в среднем по территории России концентрациярадиоактивных веществ в приземном слое атмосферы практически не изменились по сравнению с предыдущими годами, однако потенциальная опасность радиационного загрязнения и радиационных аварий продолжает сохраняться.

За пределами территорий, загрязненных в результате Чернобыльской и Кыштымской катастроф средние концентрации в воздухе радионуклидов как практически вышли на доаварийные уровни.

Крупные радиационные аварии прошлого являются ярчайшими примерами нарушения устойчивого состояния природы и резких отклонений в социально-экономическом развитии (Кыштымская (1957 г.) и Чернобыльскаяская (1986 г.) катастрофы). В целом, период холодной войны и гонки ядерных вооружений оставил России тяжелейшее наследие в виде загрязненных радионуклидами природных сред, потенциально опасных предприятий атомной промышленности, плачевные результаты более чем 30- летней эксплуатации атомного подводного флота.

Реабилитация загрязненных радионуклидами природных сред требует
десятилетий работы и капиталовложений сопоставимых с теми, которые понадобились для создания современного арсенала ядерных вооружений.

Одновременно следует отдавать себе отчет, что ядерное оружие не может быть мгновенно уничтожено, предприятия ядерного топливного цикла остановлены и демонтированы, а ядерная энергетика заменена солнечной или новыми формами энергетики.

Поэтому, в настоящее время необходимо обеспечить экологически безопасное функционирование всех тех отраслей, в которых находит применение атомная энергия и радиоактивные изотопы.

Что касается проблем обеспечения экологической безопасности при обращении с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами, то здесь мнение МПР России – в поддержании проектов и научных разработок, обеспечивающих трансформацию высокоактивных ядерных материалов, содержащих долгоживущие радионуклиды, в разряд короткоживущих. Как временный вариант — создание полигонов для сухого хранения ядерных отходов в специальных контейнерах.

Учитывая, что такие проекты являются весьма дорогостоящими, каждая страна в силу своих финансовых возможностей сама принимает решения по этим вопросам, однако при этом — с обязательным соблюдением рекомендаций МАГАТЭ по радиационной безопасности и национальных требований по радиоэкологической безопасности.

Потенциальными источниками техногенного радиоактивного загрязнения природной среды, в основном, являются радиационно- опасные объекты, к которым относятся – горно-химические и радиохимические комбинаты, предприятия по обогащению ядерных материалов, производству и утилизации ядерного оружия, спецкомбинаты по сбору и переработке радиоактивных отходов и пункты их временного хранения, АЭС и исследовательские реакторы, предприятия судостроительной промышленности, занимающиеся ремонтом и утилизацией кораблей с ядерными энергетическим и установками, объекты Военно-Морского и гражданского ледокольного флотов России.

Наиболее серьезной проблемой обеспечения радиационной безопасности является наличие огромных объемов жидких и твердых радиоактивных отходов на радиохимических предприятиях — ПО «Маяк», Сибирский химический комбинат, Горно-химический комбинат. На этих трех предприятиях сосредоточено свыше 90% всех радиоактивных отходов России. Причем условия их содержания создают реальную угрозу сопредельным территориям, особенно в случаях экстремальных природных и техногенных процессов.

Утилизация атомных подводных лодок (далее АПЛ), выведенных и выводимых из эксплуатации также является одной из серьезных современных проблем глобального масштаба. Радиоэкологическая обстановка, сложившаяся на объектах ВМФ, в районах базирования, эксплуатации, ремонта и утилизации АПЛ – критическая и чревата возникновением чрезвычайных ситуаций в любой момент времени. Ликвидация последствий таких ситуаций может потребовать финансовых затрат, соизмеримых с затратами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В условиях массового вывода из эксплуатации АПЛ, не обеспеченного требуемыми финансовыми и материальными ресурсами для их утилизации, становится неизбежным длительный период их вынужденной стоянки на плаву с не выгруженными активными зонами, что связано с реальными ядерными и радиоэкологическими рисками.

В последнее время несколько снижена острота проблемы обращения с жидкими радиоактивными отходами (далее ЖРО), создаются дополнительные установки по переработке ЖРО на Северном и Тихоокеанском флотах, в том числе при помощи зарубежных инвесторов (США, Норвегии, Японии).

Однако для окончательного решения всех проблем в области радиационной безопасности предстоит пройти долгий путь. Экономические возможности бюджета России не позволяют решить эти проблемы в сжатые сроки и, следовательно, необходимо сосредоточить усилия по поиску и внедрению оптимальных технических решений, малоотходных технологий, более широкому использованию механизмов страхования, привлечению иностранных инвестиций.

В настоящее время возникла необходимость уничтожения ракетного топлива, связанная с переходом на новые типы ракет-носителей (РН), истечением установленных сроков хранения и процессом разоружения.

Утилизация жидкостных ракет проводилась на базах ликвидации “Суроватиха” (ракеты РС-16, РС-20) и “Пибаньшур” (ракеты РС-1О и РС-18).

Значительную опасность представляют хранилища ракетного топлива на космодромах “Капустин Яр” и “Плесецк”.

Существующая материальная база для транспортирования, хранения и отпуска компонентов ракетных топлив (далее КРТ – склады, базы, средства транспортирования), созданная в основном в предвоенные и послевоенные годы (1940-1960 гг.), серьёзным реконструкциям и ремонту не подвергалась, вследствие чего морально и физически устарела и не может обеспечить всё ужесточающиеся требования экологической безопасности. Экологическая ситуация усугубляется малой суммарной вместимостью складов и баз, особенно по КРТ, что вынуждает часть излишествующих КРТ содержать в ж/д транспорте подвоза, который также изношен и требует срочных капитальных вложений в создание нового и ремонт существующего парка ж/д цистерн.

Сегодня в нарушение норм и требований руководящих документов КРТ заполнены даже предназначенные для аварийных ситуаций резервуары и более 40 % существующего парка ж/д цистерн, что является реальной угрозой для жизни и здоровья населения, проживающего в этих регионах.

Особо следует отметить проблему обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Существующая в нашей стране нормативная правовая база по отходам ЛПУ противоречива, реализация ее  оказывается невыполнимой для лечебных учреждений. Не решена проблема законодательного и технологического обеспечения обращения с лекарственными средствами с просроченным сроком годности и фальсифицированными лекарственными препаратами. Во многих ЛПУ не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила, что приводит к грубым нарушениям требований противоэпидемиологического режима. Очевидно, что вышеописанное положение с отходами ЛПУ сложилось, в том числе, и по причине отсутствия соответствующей правовой базы.

Неудовлетворительное состояние в сфере обращения с отходами вызвано низкой степенью утилизации отходов, причиной чего является, в том числе, недостаточность специализированных мощностей по их обезвреживанию и переработке.

Так, по данным Роспотребнадзора в Российской Федерации функционирует 7 мусоросжигательных, 5 мусороперерабатывающих заводов и 39 мусоросортировочных комплексов. В тоже время существуют примеры, когда действующие предприятия по обезвреживанию отходов простаивают, так как отходы на них не поступают.

И все же сегодня, балансируя на грани экологической катастрофы, мы можем выправить ситуацию, если возникшую проблему будем решать системно и целенаправленно. На мой взгляд, пришло время срочно создать единый государственный орган для комплексного решения экологических проблем. Он должен подчиняться непосредственно Президенту или главе Правительства России и осуществлять координацию всех действий, связанных с решением надвигающейся катастрофы. А главное – взять на себя всю полноту ответственности за сохранение окружающей среды. Ответственность и результативность должны стать критерием деятельности органа, стоящего во главе новой индустрии. Создание национальной экологической отрасли в стране и своевременно, и востребовано. Это позволит привлечь инвестиции, использовать новейшие технологии, загрузить предприятия, создать новые рабочие места, а также условия для профессиональной подготовки людей, и поднять уровень государственной экологической политики на уровень защиты интересов общества.

Необходимо сформировать единую Концепцию обращения с отходами производства и потребления на территории России, перейти к прогнозированию объемов переработки отходов для различных отраслей промышленности и жилого сектора. Не менее важно и осуществлять в этой сфере единую научно-техническую и инновационную политику. Часто повторяемое слово «единый» говорит об острой необходимости объединения созидательных сил государства в противоборстве с мусором, поглощающим страну. Мы должны уже сегодня предпринять энергичные усилия, чтобы предотвратить экологическую катастрофу и создать гармоничную среду обитания для наших потомков.

В настоящее время разработан проект федерального закона “Об обращении с радиоактивными отходами”. Законопроект обусловлен необходимостью законодательного запрета дальнейшего накопления радиоактивных отходов (далее – РАО) без их захоронения и правового регулирования обращения с накопленными РАО.

Предметом законопроекта являются отношения, возникающие при обращении с РАО на территории Российской Федерации.

Целью законопроекта является установление правового режима обращения с вновь образующимися и ранее накопленными РАО.

Законопроектом определяются следующие основные положения:

  • создается единая государственная система обращения с РАО, основными субъектами которой станут орган государственного управления в области обращения с РАО (Госкорпорация “Росатом”) и национальный оператор по обращению с РАО. Также определяется сфера деятельности существующих органов государственного управления и государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии в системе обращения с РАО;
  • устанавливается обязанность производителей РАО приводить РАО в пригодное для безопасного захоронения состояние и передавать их для захоронения национальному оператору. Сроки нахождения РАО у производителей ограничиваются лимитами, устанавливаемыми органом государственного управления в области обращения с РАО по согласованию с органами государственного управления использованием атомной энергии;
  • определяется, что финансирование работ по захоронению РАО ведется на основе разовых платежей производителя – для нерегулярных производителей РАО; на основе отчислений в специальные резервные фонды Госкорпорации «Росатом» – для организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты; в определяемом Правительством Российской Федерации порядке – для РАО, находящихся в федеральной собственности.
  • вводится положение, по которому захоронение РАО могут осуществлять только национальный оператор и определенные Правительством Российской Федерации отдельные крупные производители РАО;
  • в отношении накопленных РАО предусмотрены два варианта действий: их удаление для последующего захоронения или захоронение непосредственно в местах их нахождения при обеспечении необходимого уровня безопасности. Выбор варианта определяется из требований безопасности и экономической целесообразности;
  • предусматривается ведение реестра РАО и кадастра пунктов захоронения РАО.

Будут исключены чрезмерное бремя на будущие поколения и негативные экологические последствия, связанные с накопленными и не изолированными от окружающей среды РАО, а также созданы механизмы устойчивого финансирования деятельности по обращению с  вновь образующимися РАО.

Реализация законопроекта обеспечит формирование условий для развития атомной отрасли Российской Федерации и расширения экспорта российских ядерных технологий.

В настоящее время законопроект рассматривается Государственной Думы во втором чтении.