В Государственной  Думе  РФ  готовится к принятию во  втором  чтении  Федеральный закон  «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О том, как в связи с принятием закона принципиально изменится  ситуация с радиоактивными отходами (далее РАО), говорит  один из его разработчиков,  заместитель председателя  Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии  АЛЕКСАНДР  ФОКИН.

Принятие такого закона назрело давно: на дворе 21 век, а в России до сих пор нет единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами.  В мировой практике  этот процесс давно  централизован и обеспечен  современными технологиями.

Непрерывный рост отходов производства и потребления, хаос, творящийся в сфере их утилизации, переработки и захоронении может привести к необратимым процессам в окружающей среде.

Мы создали ситуацию, при которой безжалостно уничтожается природа. И мы должны эту ситуацию вновь взять под контроль, прекратить произвол, и обеспечить должное отношение к обращению с отходами.

Уже  после первого чтения нового закона  в обществе  разгорелась острая  дискуссия  по проблемам  радиоактивной безопасности  наших городов.  В Государственную Думу  поступило более трехсот поправок к закону, отклики приходили из самых разных регионов, люди  рассказывали  о  грубых нарушениях правил  обращения со столь опасными отходами. К примеру, в черте Мурманска находится плавбаза «Лепсе», принадлежащая  «Атомфлоту», где накоплено значительное количество опасных РАО.  В настоящее время эта задача решается, так с Европейским банком реконструкции и развития заключен контракт, в рамках которого в течение трех лет должна быть проведена утилизация содержащихся на  “Лепсе” РАО и отработанного топлива, а также и самой плавбазы.

И таких примеров, к сожалению, много.

Что же изменится с  принятием этого закона?  Вводится требование об обязательном  захоронении РАО. Все предприятия, имеющие такие отходы, должны  будут  вместо складирования    переходить на их  полную переработку  и упаковку в специальные контейнеры, пригодные для захоронения.  Затем эти контейнеры централизованным путем буду отправляться на пункты промежуточного хранения. Долго они там не задержатся, поскольку вводится ограниченный  срок   безопасной эксплуатации  этих хранилищ. А уж из этих перевалочных пунктов опасные отходы начнут поступать в специально оборудованные  пункты захоронения, отвечающие самым современным требованиям безопасности.  По результатам экспертных оценок предстоит захоронить около 0,5 млн. кубических метров накопленных РАО, что составляет  около 99% их  общей активности.

Законопроектом установлено, что за обращение с РАО, образующимися после вступления в силу закона, полную финансовую ответственность несет организация – производитель РАО. Обращение с накопленными РАО основывается на множественности источников финансирования (это и бюджеты всех уровней, собственные или привлеченные средства юридических и физических лиц и т.д.).

Право собственности на РАО принадлежит организации, в результате осуществления деятельности которой, образовались эти РАО. И они несут ответственность за безопасность при обращении с РАО до их передачи национальному оператору. То есть получается, что предприятия будут платить за полный цикл обращения РАО.

Но, пожалуй,  самым  важным и  принципиальным новшеством  станет появление  в  России единого национального оператора по приему отработанного радиоактивного сырья.

Национальный оператор будет определяться Правительством Российской Федерации, по представлению Госкорпорации “Росатом”. Законопроектом закрепляется положение о том, что деятельность по захоронению РАО относится к исключительным полномочиям национального оператора.

Важно и то, что  появится  прозрачность в этой сфере деятельности. Все организации, на территории которых имеются радиоактивные отходы, будут обязаны ежегодно представлять сведения по ним в специальный Информационно-аналитический центр Системы государственного  учета и контроля радиоактивных веществ.

Законопроект помимо учета и контроля радиоактивных веществ и РАО, будет обеспечивать регистрацию РАО и ведение кадастра пунктов их хранения.

У многих возникает вопрос: как долго мы будем избавляться от столь опасного наследия?  Тут есть обнадеживающие прогнозы. В стране уже существуют заводы по кондиционированию и переработке РАО. До 2015 года  планируется   добиться того, чтобы количество вновь производимых радиоактивных отходов  стало меньше количества отходов, подлежащих захоронению.

Если же говорить о полном решении накопившихся  проблем в этой сфере, то ориентировочно можно назвать 2040 год. Этот срок основан на опыте  США и Великобритании, которые на ликвидацию последствий государственных программ вооружения и оборонного госзаказа отвели 50 лет.

Думаю, что  не стоит сидеть сложа руки и ждать, когда государство избавит нас от угрозы облучения радиоактивными отходами. Наша жизнь и здоровье  во многом  зависят от нашей экологической  грамотности. Так, широкий резонанс получила ситуация вокруг завода «Маяк» недалеко от Челябинска. Предприятие  долгие годы сбрасывало в озеро  радиоактивные отходы, в результате оно по уровню радиоактивного  излучения  чуть ли не сравнялось  с  Чернобылем. Сейчас там работает современная установка по переработке опасных отходов, уровень радиации заметно снизился, но курортом эту зону  не назовешь.  Но, несмотря на это, местные жители любят  здесь  купаться, животные приходят сюда на водопой…

Возвращаясь к новому закону хочу сказать, что его принятие – еще один важный шаг  к экологоориентированному  мировоззрению.  Все больше наших  сограждан начинают понимать, что будущее – за экологически чистой средой обитания, без нее мы не сможем вырастить  новые здоровые поколения.