17 декабря 2012 года в Малом зале Государственной Думы состоялось заседание круглого стола Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему: Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в РФ. Председатель подкомитета ГД по экологии Фокин Александр Иванович выступил с докладом на заседании круглого стола. “Уважаемые участники круглого стола, Уважаемый президиум! Проблемы охраны окружающей среды стоят сегодня перед всеми экономически развитыми странами мира. Они отнесены к числу глобальных вызовов современности. Экологические факторы имеют весьма существенное влияние на экономику страны. Результаты исследований показывают, что экономический ущерб от нерешенных проблем в области охраны окружающей среды и экологической безопасности достигает 10% от стоимости внутреннего валового продукта. Поэтому одним из основных векторов государственной политики должно быть формирование и последовательная реализация основных задач в сфере охраны окружающей среды, в частности обеспечение устойчивого развития страны при соблюдении баланса экономических и экологических интересов, путем дальнейшего совершенствования законодательства. На региональном уровне этот вопрос стоит особенно остро. Как депутат Государственной Думы от Кемеровской области скажу, что ситуация в области экологии непростая. Кемеровская область традиционно является одним из крупнейших индустриальных регионов России. В связи с этим для меня вопросы совершенствования экологического контроля (надзора) являются одними из наиболее актуальных. При этом совершенствование законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды должно основываться на следующих принципах:
  1. упорядочение государственного экологического надзора,
  2. приоритет проблемы экологической безопасности как гарантия конституционных прав общества на благоприятную окружающую среду,
  3. усиление санкций за несоблюдение природоохранного законодательства,
  4. экономическое стимулирование реализации природоохранных мероприятий
  5. гласность принятия экологически значимых решений и участие граждан в этой процедуре,
  6. увеличение доли бюджетных средств, выделяемых на природоохранные программы и их целевое расходование.
Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится целый пакет правительственных законопроектов, имеющих принципиальное значение в вопросе построения эффективной системы охраны окружающей среды. Безусловно, принципиальное значение для построения эффективной системы государственного регулирования охраны окружающей среды, в том числе, в части осуществления экологического контроля (надзора) имеет проект федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий” (№ 584587-5). Его разработка и принятие обусловлены необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств. Как показывает европейский и мировой опыт, в настоящее время наиболее совершенным инструментом поставленных задач и установления баланса между промышленными и общественными потребностями является выдача промышленным предприятиям комплексных природоохранных разрешений на выбросы, сбросы, размещению отходов на основе технологического нормирования с использованием наилучших доступных технологий (НДТ). Комплексность разрешения позволяет, во-первых, существенно упростить процедуру получения разрешения и, во-вторых, минимизировать все виды негативного воздействия на окружающую среду. С учетом подготовленной деятельности по вступлению России в ОЭСР вопросы гармонизации российских и европейских стандартов и подходов к выдаче природоохранных разрешений на основе НДТ в промышленности рассматривались как одно и приоритетных направлений стратегии социально-экономического развития России. В этой связи, реформирование российской системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды должны обеспечиваться с учетом имеющегося положительного европейского опыта путем сближения экологической политики стран Европейского соседства и России с принципами и подходами, разработанными в законодательстве ЕС. Помимо совершенствования системы экологического нормирования, данный законопроект предусматривает расширение объектов экологической экспертизы, создание системы учета объектов хозяйственной и иной деятельности, регламентацию производственного экологического контроля, дифференциацию объектов государственного экологического надзора. Без данных нововведений нельзя признать эффективным экологический контроль (надзор) в нашей стране. Экологические проблемы нужно решать комплексно. Поэтому, как председатель подкомитета Государственной Думы по экологии, руководитель рабочей группы по подготовке данного законопроекта, я выступаю за его скорейшее принятие. Желаю Вам конструктивного диалога, новых идей, успехов в деятельности по защите окружающей среды.”