Повестка

П О В Е С Т К А

заседания секции 2 "Экологическая безопасность (в том числе ядерная и радиационная)" Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Тема: "Комплексное законодательное обеспечение водоснабжения и канализования (О проекте федерального закона "О водоснабжении и канализовании" и сопутствующих изменениях и дополнениях в

законодательные акты)".

13.00

21 апреля 2011 г.

каб. 324 (н. з.)

Ведет заседание: Председатель секции Фокин Александр Иванович

1) Докладчик:

13.05 -13.20

Булгакова Ирина Александровна - директор Департамента жилищно коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации

доклад: "О выработке единой позиции, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, по отраслевому закону "0 водоснабжении и канализовании "

13.20-13.30

Волкова Ирина Игоревна - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института промышленной экологии

доклад: "Законодательное обеспечение водоснабжения и канализования"

13.30-13.35

Кислицина Альбина Фаризуновна - ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям

доклад: "О ходе рассмотрения законопроекта "0 водоснабжении и канализовании" и проекте федерального закона "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "0 водоснабжении и канализовании "

2) 13.35-13.45

Выступление участников заседания секции.

3) 13.45 - 14:00

Подведение итогов по докладам и выступлениям, решения заседания.

Председатель секции «Экологическая безопасность» Высшего Экологического Совета, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Фокин Александр Иванович

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

РЕШЕНИЕ

21 апреля 2011 года

г. Москва

Комплексное законодательное обеспечение

водоснабжения и канализования

(О проекте федерального закона «О водоснабжении и канализовании» и сопутствующих изменениях и дополнениях в законодательные акты)

Участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по теме «Комплексное законодательное обеспечение водоснабжения и канализования», а также предложения и замечания по проектам федерального закона 484225-5 «О водоснабжении и канализовании» и 484229-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании», о т м е ч а ю т:

1. Эффективная организация и функционирование водоснабжения и канализования в целях обеспечения благополучия населения и устойчивого развития экономики страны имеет приоритетное значение в Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011-2017 годы, других прогнозных и

стратегических документах Российской Федерации. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым на заседании президиума Госсовета в ноябре 2010 года, посвященном проблемам реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, также подчеркнута важность принятия отраслевого федерального закона, регулирующего отношения в сфере водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ).

Законодательная инициатива по разработке и внесению в Государственную Думу проекта отраслевого закона «О водоснабжении и канализовании» и связанного с ним законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О водоснабжении и канализовании» является безусловно актуальной.

Необходимость выработки успешного законодательного решения в данной области чрезвычайно велика, поскольку от него будет зависеть дальнейшая судьба России.

2. Сложившийся механизм регулирования сектора ВКХ составляет около двух десятков федеральных законов и более сотни постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, СанПиН, ГН, СНиП и ГОСТ.

При таком множестве регулятивных инструментов их эффективность вследствие отсутствия системности, комплексности и согласованности применения оказывается низкой и порождает целый ряд отраслевых проблем, главными из которых являются:

высокий износ сетей и оборудования (65-70%), и, как следствие этого, рост затрат на аварийно-восстановительные работы;

низкие относительно развитых стран тарифы, рост которых ограничивается предельными индексами, и как следствие этого, недостаток собственных средств организаций ВКХ на реализацию инвестиционных проектов, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры ВКХ;

неэффективная система организации и управления сектором ВКХ на муниципальном уровне вследствие применения затратного подхода при планировании местных бюджетов и незаинтересованности органов местного самоуправления в повышении экономической и энергетической эффективности предприятий ВКХ, что может повлечь сокращение бюджетных поступлений;

отсутствие государственной поддержки инвестиционных проектов по развитию и технико-технологическому пере вооружению сектора ВКХ;

необоснованная финансовая нагрузка на предприятия ВКХ ввиду отсутствия разграничения ответственности с абонентами по: а) платежам за сбросы загрязненных сточных вод и б) по механизму возмещения вреда водным объектам.

3. Многие проблемы обусловлены сложившимися институциональными особенностями сектора ВКХ:

отнесение организаций сектора ВКХ к категории естественных монополий, для которых характерно государственное регулирование экономических параметров деятельности;

искусственное ограничение развития рыночных элементов регулирования отношений между субъектами, связанными со сферой ВКХ, а также сдерживание распространения эффективных форм организации деятельности в секторе ВКХ - приватизации, концессии, государственно-частного партнерства и т.д.;

неудовлетворительная система государственного статистического учета показателей деятельности предприятий ВКХ, отнесенных на местный уровень регулирования, а также искажение статистики в области гражданского оборота воды, осуществляемого по видам экономической деятельности;

несовершенство методологии формирования Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, при которой учет

воды, находящейся в хозяйственном обороте, про изводится по разным классификационным группам: «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг». По обоим названным видам хозяйственной деятельности осуществляется учет объемов сброса сточных вод с характеристикой их качества.

В результате значительная часть городских производственных стоков (от промышленности) включается в 'стоки коммунальных канализаций и относится к отрасли ВКХ, а не к тем объектам соответствующих отраслей промышленности, где эти загрязненные стоки образуются.

4. Выявленные недостатки классификации видов экономической деятельности влекут за собой проблемы статистического учета объемов воды, находящихся в обороте в сфере водоснабжения и канализования.

Вследствие этих проблем предприятия и организации ВКХ, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг, при сравнительно незначительных объемах водопотребления искусственным образом становятся одними из наиболее крупных источников сброса загрязненных сточных вод - 10,5% всего объема этих сбросов по России зафиксировано в 2006 г., 12,3% в 2007 г., 12,00/0 в 2008 г. и 11,9 % в 2009г.

Характерно, что величина забора воды и водопотребления по объектам, связанным с предоставлением «прочих коммунальных услуг», не превышает 2% от данных показателей, взятых в целом по стране. Из этого следует, что водоканалы необоснованно признаются «одними из наиболее крупных источников сброса загрязненных сточных вод», поскольку они рассчитаны на очистку именно коммунальных стоков от населения. В связи с этим истинными источниками больших объемов загрязненных сбросов являются промышленные абоненты водоканалов, а не население.

Статистика искусственным образом вуалирует это обстоятельство. А плата за загрязненные стоки водоканалов, в которых содержится более 90% загрязненных стоков промышленных абонентов, включается в тариф, 100%

которого оплачивает население.

5. В результате перехода с Общесоюзного (общероссийского) классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), возникли водопроводов и канализационных систем, относящихся к разным видам экономической деятельности, но функционирующих как единые и самостоятельные экономические субъекты. Из этого следует необходимость введения принципа сбалансированности процента использованной в коммунальном секторе воды и процента сброшенных вод. Если забрано 2 % для нужд населения, то оно не может сбросить на порядок или в десятки раз больше.

6. Отмечается, что деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса получает финансирование из соответствующих источников, кроме того, в водном секторе реализуются мероприятия, финансируемые в рамках Федеральной целевой программы «Чистая вода» на 2011-2017 годы, других федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы и из иных, связанных с бюджетом источников. В связи с этими обстоятельствами следует статистическими методами четко разграничить те объемы оборота воды и сточных вод, которые связаны с жизнедеятельностью населения и деятельностью социальных учреждений, финансируемых за счет бюджетных средств, от объемов регулируемых видов вод, которые находятся в коммерческом обороте. Участники заседания обращают внимание на то, что в секторе ВКХ до настоящего времени складываются не рыночные механизмы, а проявляются черты государственно-монополистического капитализма с при сущей ему непрозрачностью отношений в области гражданского оборота воды, со всеми вытекающими из этого неблагоприятными социальными последствиями для населения.

7. На встрече в рамках саммита БРИКС 14 апреля 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев обратил внимание на то, что перед

Россией стоят задачи по построению рыночной экономики с использованием наилучшего опыта других стран, в том числе развивающихся дружественных экономик и Китая.

В связи с этим, во-первых, именно по критерию «рыночности», следует оценивать проект отраслевого закона «О водоснабжении и канализовании», - в котором должны быть реализованы следующие назревшие институциональные преобразования в секторе ВКХ:

системное преобразование регулятивного законодательства отрасли и преодоление фрагментарного подхода;

совершенствование антимонопольного законодательства, предусматривающее появление в отрасли эффективных собственников (например, взамен МУПов - приватизация, концессии, ГЧП);

обеспечение гарантий возврата инвестиций посредством регулирования объемов покупки электроэнергии по регулируемым ценам, введения инвестиционной составляющей в тарифе, минимального уровня рентабельности, амортизации, а также ответственности муниципалитетов;

повышение обоснованности тарифообразования с учетом показателей водопотребления, формируемых на основе социальных норм и 5) установить порядок, при котором типовая, стандартная форма и условия договора, заключаемого между организацией ВКХ и абонентами, разрабатывается и утверждается головным федеральным органом, а не субъектами Российской Федерации, число которых более 80;

6) устранить противоречия между требованиями рационального использования воды и обязанностью по соблюдению условий заявки (договора) на водоснабжение, при которой недобор или перебор воды не поощряется - предусмотрена уплата неустойки;

7) в договор водоснабжения и канализования должны быть включены требования по применению локальных систем очистки сточных вод

абонентами и применения ими НДТ, в том числе, переход к использованию оборотных схем технического водоснабжения;

8) нуждается в оптимизации механизм утверждения инвестиционных программ: имеется в виду упрощение процедуры их согласования посредством сокращения числа согласующих инстанций и органов, а также уточнение сроков рассмотрения и утверждения проектов инвестиционных программ;

9) необходимо усилить связь отраслевого закона:

с законодательством в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности посредством учета специальных тарифных положений этого законодательства;

с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части применения актуализированных сводов правил и стандартов, распространяющих свое действие на системы и сети инженерно-технического обеспечения водоснабжения и канализования и имеющих обязательный режим применения;

с Водным кодексом Российской Федерации;

с Федеральным законом «Об охране окружающей среды»;

10) следует установить связь между регулированием отношений на этапах жизненного цикла воды (ЖЦВ), связанных с водоснабжением и канализованием, с этапом ЖВЦ, связанным с водопотреблением и применением водоемких технологий определенной категорией абонентов, которые используют питьевую воду для не питьевых целей, в том числе для разбавления сточных вод, поливо-моечных работ, тушения пожаров и т.п.;

11) в тарифе согласно законопроекту учтены расходы, для которых не установлены критерии обоснованности их размеров, в том числе расходы на безопасность, на осуществление производственного контроля, на проведение технического аудита и т.п. В связи с этим количественные параметры таких расходов должны устанавливаться в соответствии с системой критериев, которая подлежит закреплению в законе или подзаконных актах;

12) подлежит уточнению механизм информационного обеспечения и

стандарты раскрытия информации. В частности, должны быть открытыми показатели, иллюстрирующие связь между тарифами, доходами и инвестициями;

В связи с изложенным участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета р е ш и л и :

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий).

2. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по строительству и земельным отношениям предусмотреть включение в процесс регулирования рассматриваемых отношений в области водоснабжения и канализования норм действующего законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о техническом регулировании, об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и др., а также учесть предложения членов секции «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная) Высшего экологического совета, изложенные в настоящем решении.

3. Информировать Председателя Высшего экологического совета Председателя Комитета Государственной Думы по природным pecypсам, природопользованию и экологии Туголукова Е.А. о принятом решении, предложить рассмотреть возможность использования данного решения в работе Высшего экологического совета, в работе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Председатель секции «Экологическая безопасность А.И. Фокин