Повестка

Повестка

заседания Подкомитета по экологии

Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

21 сентября 2012 г., 15.00

Георгиевский пер., д.2, к. 324

Тема: О совершенствовании системы управления муниципальными отходами и внедрении передовых и эффективных технологий в регионах Российской Федерации

Председательствующий: председатель Подкомитета по экологии Фокин Александр Иванович

15.00 — 15.05

Вступительное слово — Фокин Александр Иванович, председатель Подкомитета по экологии

Докладчики:

15.05 — 15.20

В.В. Волков, А.И. Кремер

О совершенствовании системы управления муниципальными отходами, образующимися на территории Российской федерации

15.20 — 15.35

В.Ю. Абрамов

Методы решения проблемы полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) на территории России.

 15.35 — 15.50

А.Н.Кокорин

О необходимости утилизации ТБО, образующихся в Удмуртии

15.50 — 16.10

В.Ю. Абрамов.

Современные методы переработки отходов методом высокотемпературного пиролиза.

16.10 — 16.30

Юрманова Светлана Васильевна

«О необходимости разработки конкретной концепции по системе организации и управления утилизации ТБО»

Директор департамента государственной политики и экологической безопасности Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ.

16.30 — 17.00

Подведение итогов по докладам и выступлениям, принятие решения заседания.

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ПОДКОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2012 г

г.Москва

О совершенствовании системы управления муниципальными отходами и внедрении наилучших технологий в городах Российской Федерации.

Участники заседания Подкомитета по экологии Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по вопросу совершенствования системы управления муниципальными отходами и внедрения наилучших технологий в городах Российской Федерации, о т м е ч а ю т:

Вопросы охраны окружающей среды и повышения экологической безопасности населения относятся к наиболее важным в свете утверждённых «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». Новые экологические требования к проектам, осуществляемым в различных технологических сферах, являются частью как международных соглашений, так и законодательств Российской Федерации.

Несмотря на проводимые мероприятия, в сфере совершенствования системы управления муниципальными отходами, эффективность их продолжает оставаться крайне низкой. Объём коммунальных отходов, образующихся в России на 1 жителя в год, составляет до 300кг и постоянно увеличивается.

Анализ существующих методов обезвреживания и утилизации ТБО свидетельствует о том, что в разных странах мира в зависимости от объёмов образующихся отходов, технологии их сбора, сложившейся культуры обращения с отходами в той или иной степени задействованы различные технологии переработки, включающие захоронение, аэробное компостирование и анаэробное сбраживание, отбор коммерчески выгодных компонентов с последующим повторным использованием и переработкой, а также термическую переработку.

Основная часть ТБО захоранивается на полигонах и складируется на несанкционированных свалках. Строительство современных экологически безопасных полигонов связано с отводом больших земельных территорий и

требует значительных капитальных затрат. По мере удаления полигонов от границы города и увеличения плеча вывоза отходов резко возрастают транспортные расходы. Также значительны экологические платежи за захоронение отходов, которые в дальнейшем будут только увеличиваться. В итоге общие затраты на полигонное захоронение ТБО постепенно бу;цут приближаться к эксплуатационным расходам на их обезвреживание при термической переработке на мусоросжигательных заводах (МСЗ). При этом накопленные горючие отходы являются источником возможных пожаров, захораниваемая пищевая фракция ТБО — потенциальным источником антисанитарного состояния территории, образующийся на полигонах биогаз — источником загрязнения атмосферы, а фильтрат при отсутствии системы его очистки — источником загрязнения водоёмов.

Аэробное компостирование смешанных отходов, несмотря на их предварительную сортировку, связано с проблемой сбыта компоста, не отвечающего необходимым требованиям.

В мире находят реализацию комплексные подходы к переработке ТБО, предусматривающие предварительный отбор полезных компонентов для . последующей переработки, выделение из ТБО биоразлагаемой части с её последующей анаэробной переработкой с получением биогаза, а также различными путями обращения с оставшимися отходами (захоронение или термическая переработка).

Наиболее широкое распространение в мировой практике промышленной переработки отходов получили технологии прямого сжигания отходов на МСЗ. При этом для больших городов развитие технологий шло в направлении внедрения установок с единичной мощностью 10-15 т/ч и более. Несмотря на высокие капитальные затраты, связанные со строительством МСЗ, последние позволяют оперативно обезвредить отходы и в отличие от полигонов, представляют собой сосредоточенный источник выбросов вредных веществ, которые технически регулируются, прогнозируются и контролируются. Установленная на МСЗ дорогостоящая многоступенчатая газоочистка несмотря на сжигание содержащихся в ТБО различных потенциально опасных веществ, обеспечивает выбросы вредных соединений (пыли, СО, S02, HCl, HF, NOx, диоксинов, фуранов и др.) с дымовыми газами, уходящими в атмосферу, на уровне показателей, соответствующих и даже ниже допустимых норм, принятых зарубежными (Европейская директива 2000/76/ЕС) и российскими природоохранными органами. Современные МСЗ по сути дела являются электростанциями на возобновляемом виде топлива. На всех этих предприятиях энергия отходов преобразуется в тепловую и электрическую, которая затем используется для покрытия собственных нужд завода и отпускается в городские тепловые и электрические сети.

В последние два десятилетия в странах ЕС, США, Японии, Китае и других странах прослеживается общая тенденция к расширению строительства новых и реконструкции существующих заводов по термической переработке отходов. В Европе в 2007 г. эксплуатировалось более 400 предприятий по термической переработке ТБО. С 2008 г. по предложению Европейской комиссии в Рамочную директиву ЕС «Об отходах» внесена поправка, классифицирующая сжигание отходов с получением энергии как утилизацию (наряду с сортировкой), а не как размещение (уничтожение). В России термической переработке на МСЗ подвергается до 1 млн. тонн ТБО в год, то есть до 3 % от всех образующихся муниципальных отходов. 

Кроме прямого сжигания ТБО в мире имеется опыт термической переработки отходов с применением процессов пиролиза, газификации и высокотемпературной плазменной технологии, в том числе с жидким шлакоудалением. Установки пиролиза и газификации ТБО, как правило, имеют малую производительность (З-5 т/ч) и предназначены в основном для переработки промышленных отходов. Установки производительностью до 5 т/ч пока не нашли широкого применения в схемах переработки несортированных и сортированных ТБО. Плазменная технология одновременно с преимуществами имеет недостатки, связанные с использованием дорогостоящего сложного оборудования и необходимостью специальной подготовки входного сырья (для экономичности плазменной технологии к отходам жилого сектора должны добавляться промышленные и «дорогостоящие» для переработки другие отходы).

Всесторонний анализ существующих технологий переработки бытовых отходов с учётом их технико-экономических, экологических, социальных и финансовых аспектов показывает, что оптимальный способ переработки несортированных отходов должен предусматривать рациональную предварительную сортировку с выделением балластной фракции, коммерчески полезных компонентов и горючей составляющей, позволяющей её термическую утилизацию в действующих и новых топливопотребляющих энергетических и технологических установках с учётом требуемых природоохранных норм.

Существующая в стране ситуация в сфере образования, использования и обезвреживания ТБО с точки зрения их негативного воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения, требует принятия кардинальных мер. Должна быть пересмотрена техническая политика в сфере обращения с ТБО, а также связанные с ней организационно-финансовые принципы управления отходами. Затянувшийся застой при решении указанных вопросов объясняется не только их сложностью, но и в значительной мере недостаточной компетентностью многих, кто в настоящее время участвует в принятии решений по рассматриваемой проблеме.

Для совершенствования системы управления ТБО, существующей в городах России, целесообразно:

— уменьшать негативное воздействие на окружающую природную среду посредством оптимизации использования отходов, в том числе с учётом сортировки ТБО, обеспечивающей отбор опасных и коммерчески полезных компонентов, про водимой как в местах образования ТБО (при раздельном сборе отходов), так и при переработке смешанных отходов на сортировочных заводах;

— оптимизировать схемы совместной переработки ТБО и приравненных к ним других отходов;

— оптимизировать соотношение вырабатываемой вторичной тепловой и электрической энергии в соответствии с необходимыми нагрузками потребителей в течение всего года;

— обезвреживать токсичную летучую золу с продуктами газоочистки, образующуюся на существующих МСЗ, с целью их дальнейшего безопасного использования.

Особое внимание должно быть уделено сбору КГМ, образующегося в жилом секторе города. Существующая схема обращения с КГМ приводит к значительным транспортным расходам, требует дополнительные территории для захоронения. Важным вопросом является упорядочение системы обращения с отходами нежилого сектора (офисов, предприятий торговли и общественного питания, школ и др. ). В настоящее время отбор вторичного сырья из этих отходов достигает 30-40 %, а так называемые· неутилизируемые «хвосты» вывозятся на полигон. При отсутствии должного контроля за обращением с отходами часть «хвостов» попадает в отходы жилого сектора, составляя вместе с другими инородными отходами дополнительную нагрузку на систему обращения с отходами жилого сектора.

В каждом конкретном случае в зависимости от количества отходов, образующихся в жилом и нежилом секторах города, а также приравненных к ним других отходов, возможна реализация соответствующей схемы управления отходами. Указанные схемы будут существенно отличаться для городов РФ с населением до 200 тыс. чел., от 200 до 500 тыс. чел. и свыше 500 тыс. чел. (1 — 3 млн. чел. и более).

Внедрению новой техники в сфере переработки отходов способствовал бы пересмотр городских целевых программ по совершенствованию системы управления отходами. Предпосылками такой ра60ТЫ являются:

-низкий уровень информации об объёмах и характеристиках образующихся отходов, что исключает централизованное планирование инфраструктуры их сбора и переработки;

-низкий процент раздельного сбора ТБО в городе, обусловленный недостаточной активностью населения и отсутствием необходимых стимулирующих условий;

— неудовлетворительное состояние полигонов ТБО, как практически единственной технической базы обезвреживания отходов.

— малый процент промышленной переработки ТБО;

В рамках решения проблемы улучшения экологической обстановки в крупных городах и агломерационных системах поселений актуальной является задача переработки тела полигона для захоронения ТБО, предусматривающая одновременно с сортировкой накопленных отходов высвобождение территории для складирования новых отходов или рекультивацию территории полигонов для последующего её использования по другому назначению.

Имеется опыт проведения работ по ликвидации старых свалок и полигонов, проводившийся в США, Израиле, Корее, Таиланде. В зависимости от состава ТБО, возможности и целесообразности их переработки, будущего использования обезвреженной территории, финансовых возможностей и экологической ситуации на близлежащих территориях могут быть рассмотрены различные концепции санирования старых свалок и переработки тела полигона.

Оценки негативного воздействия многих полигонов Московского региона, полигонов и свалок, расположенных на территории СанктПетербурга и Ленинградской области, Воронежской, Уфимской и др., показали настоятельную необходимость про ведения работ по снижению экологической опасности указанных захоронений ТБО.

Крупнейшим полигоном для захоронения ТБО на территории» Московской области является полигон «Тимохово. Территория, занимаемая полигоном, составляет более 113 га. На полигоне имеется участок обычной сортировки ТБО и современная система очистки образующегося фильтрата с использованием процесса обратного осмоса. Система сбора и утилизации биогаза на полигоне отсутствует. Как показало обследование полигона, воздействие его на окружающую среду настолько велико, что задача улучшения экологической обстановки на прилегающих территориях стала крайне необходимой.

Работа, связанная с определением технологии выемки отходов, технологии их переработки, оценки технико-экономических и экологических показателей, могут быть проведены с привлечением одной из компаний (США) с участием отечественных разработчиков.

В связи с вышеизложенным, участники заседания Подкомитета по экологии р е ш и л и:

1.Рекомендовать Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотреть вопрос о включении в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.» рамках её продолжения (раздел «Про ведение опытно-конструкторских и опытно-технологических работ совместно с иностранными научными организациями или по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом») или в рамках новой целевой Программы по совершенствованию системы управления отходами работ, связанных со следующими мероприятиями:

— разработать для внедрения в крупных городах проект отечественного завода по переработке ТБО, предварительно освобождённых на сортировочном участке от балласта и потенциально опасных компонентов, как наиболее быстрого и экологичного варианта обезвреживании отходов;

— разработать проект строительства отходоперерабатывающего энергои ресурсосберегающего комплекса (технопарка) большой мощности (800 тыс. тонн в год и более по перерабатываемым отходам) с сопутствующими производствами, в том числе производством топлива из отходов (на основе ТБО и других отходов) и последующим использованием этого топлива в действующих цементных печах и других топливопотребляющих установках;

-разработать пилотный проект строительства отходоперерабатывающего энерго- и ресурсосберегающего комплекса для городов с населением до 500 тыс. чел. с применением пиролизных установок, предлагаемых отечественными и зарубежными разработчиками, в том числе с учётом разработок компаний ООО «Глес- Индустрия»(РФ), «IТС»(США), Сименс»(Германия);

-разработать пилотный проект строительства предприятия по переработке пищевой фракции ТБО с получением биогаза и последующим его использованием для производства тепловой и электрической энергии с использованием оборудования компании ITC («США»);

-разработать проект строительства предприятия по производству топлива из отходов (ТИО) для широкого применения, в том числе на многих действующих топливопотребляющих энергетических и технологических установках (в цементных печах, других обжиговых печах, котельных);

— разработать пилотный проект строительства предприятия по производству из ТИО горючего синтез-газа с его последующим сжиганием в топках энергетических котлов, установленных на городских электростанциях и крупных районных тепловых станциях, что позволит более эффективно утилизировать энергетический потенциал ТБО с одновременной экономией ископаемого топлива, улучшением экологических показателей (при сжигании угля и мазута), а также снижением общих капитальных затрат и эксплуатационных расходов при использовании существующей на станции инфраструктуры, в том числе применительно к действующим Сочинской ТЭС и расположенному рядом с ней комплексу по сортировке ТБО.

2. Одобрить предложение компании «ЛИНДЕ-Р» о готовности за счет собственных и привлеченных средств при заключении долгосрочного контракта с ОАО «Интер РАО ЕЭС» на взаимовыгодных условиях рассмотреть вопрос строительства установки получения из ТБО синтез-газа для его использования на Сочинской ТЭС3. Одобрить предложение представителя Удмуртии о строительстве в г. Ижевске предприятия по переработке ТБО с применением технологии ООО «Глес-Индустрия» и рекомендовать Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотреть вопрос о возможной финансовой поддержке проекта с целью его последующего тиражирования в городах России.

4. 0добрить предложение представителя компании «ЭсСиЭс Инжиниринг» о разработке и внедрении проекта переработки тела полигона «Тимохово» в Московской области, как соответствующего наиболее передовой технологии обращения с отходами, накопленными на полигонах и свалках, с целью его последующего тиражирования в регионах России.

5. Направить в качестве информации решение Подкомитета· по экологии: Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашину, Президенту Удмуртской Республики А.А.Волкову, главе г. Ижевска Петрову Ю.А. Губернатору Московской области С.К. Шойгу

Председатель Подкомитета по экологии, Депутат Государственной Думы

А.И Фокин