Повестка

ПОВЕСТКА

заседания секции Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии «Экологическая безопасность (в т.ч. ядерная и радиационная)».

23 июня 2014 г. (понедельник),12:00

Георгиевский пер., д. 2, к. 324

Тема заседания: «Экологическое образование в ВУЗах. Формирование экологоориентированного мировоззрения»

Председательствующий: Депутат Государственной Думы,

Председатель Подкомитета по экологии

Фокин Александр Иванович

Порядок проведения:

1. Вступительное слово Председателя Подкомитета по экологии Фокина Александра Ивановича.

2. Выступления экспертов:

Харченко Сергей Григорьевич — профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ”, академик РАЕН.

Никоноров Сергей Михайлович — ведущий научный сотрудник кафедры экономики природопользования Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Ерошенко Василий Иванович — заведующий кафедрой экологии и наук о Земле МГГУ им. М.А.Шолохова.

Каргина Татьяна Владимировна — Директор по развитию Зеленого Движения «ЭКА».

3. Дискуссия.

4. Подведение итогов заседания, принятие решения.

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ПОДКОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

Тема: «Экологическое образование в ВУЗах. Формирование экологоориентированного мировоззрения личности»

РЕШЕНИЕ

23 июня 2014 года. г. Москва

Важнейшим компонентом экологической политики любого государства является подготовка специалистов, способных к решению экологических задач разного масштаба. Ведущая роль в решении поставленной цели отведена системе высшего образования.

Высокий уровень компетентности и мастерства студентов, будущих руководителей разного уровня, преподавателей, предпринимателей и просто членов современного российского общества позволит повысить качество экологического образования, культуры, воспитания и

экологического самосознания. От эколого-профессиональной подготовленности студентов зависит состояние окружающей среды, общая экологическая образованность населения и будущее страны при переходе к устойчивому развитию и «зеленой» экономике с учетом энергоэффективности, охраны окружающей среды и перехода к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ).

В ходе заседания Эксперты Высшего экологического совета обсудили основные цели экологического образования в ВУЗах, его методы, критерии эффективности, государственную политику в этой сфере и сделали следующие выводы:

1. Основными целями экологического воспитания и образования являются развитие и становление экологической культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Все это будет способствовать здоровому образу жизни людей, устойчивому социально-эколого-экономическому развитию, экологической безопасности России и, в конечном счете – выживанию всего человечества.

2. Основными критериями выбора методов в процессе формирования экологоориентированной личности являются:

— Обеспечение возможностей для усвоения системы экологических и нравственно-экологических понятий, знаний, соответствующих ценностей и отношений, обусловливающих становление и развитие у студентов экологической ответственности как важнейшего личностного качества.

— Обеспечение научного подхода к рассмотрению и анализу современных экологических проблем на основе междисциплинарности и устойчивого развития.

— Нацеленность на формирование у студентов новых экологически ответственных моделей поведения и деятельности в окружающей

природной среде, на внедрение в их повседневную практику взаимодействия с природой.

— Вовлечение студентов в процесс активного обучения, предоставление возможностей для проявления самостоятельности, инициативности, ответственности и способности принимать экологически ответственные решения.

— Развитие готовности и способности постоянно исследовать природу, обеспечивать реальный вклад в поддержание ее экологически благоприятного состояния.

— Обеспечение прямых контактов студентов с природной средой, их эмоционально насыщенного общения с природой.

3. Методы экологического образования должны побуждать студентов к активности, к самостоятельной постановке вопросов о природной среде, к поиску ответов на эти вопросы.

4. Для реализации непрерывного экологического образования и воспитания необходимо соблюдать следующие условия:

обновление методической базы системы обучения;

индивидуализация экологического учебно-воспитательного процесса;

создание многофункциональной и многовариантной сети учебных заведений по экологии, охране окружающей среды и природопользованию;

организация свободного и открытого доступа к международной информационно-экологической информации;

широкое внедрение компьютерных обучающих систем и информационных методов обучения экологическим основам знаний;

оптимизация учебных дисциплин в школах и ВУЗах для введения в учебные планы новых экологических дисциплин;

создание единой интеграционной образовательной экологической

модели: дошкольное обучение — школа – колледж – ВУЗ;

создание единой ВУЗовской интеграционной экологической модели: бакалавр – магистр;

создание межвузовских и межфакультетских (в рамках одного ВУЗа) курсов с экологической направленностью;

создание новых магистерских программ с экологической направленностью, например, «Экологический менеджмент» и др.;

создание новых курсов по «Экономике природопользования», «Управлению природопользованием» и «Проектному анализу в природопользовании», в том числе на английском языке.

Участниками заседания решено одобрить:

1. Утверждение «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», в части:
• обеспечения направленности процесса воспитания и обучения в образовательных учреждениях на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию экологической грамотности у обучающихся;
развития системы подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении экономической и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
• включения вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные

и региональные программы.

2. Положения Федерального закона от 10.01.2002 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части установления организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры в качестве обязательного принципа, реализуемого органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами при осуществлении деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду.

По итогам заседания решено рекомендовать:

1. Обеспечить материальную, организационную и информационную поддержку программ экологического образования.

2. Закрепить законодательно процедуры, которые позволят потенциальным работодателям и общественности контролировать соблюдение Государственных образовательных стандартов.

3. Обеспечить экологическую грамотность педагогических кадров, создать учебно-методическую базу развития системы непрерывного экологического образования.

4. В целях совершенствования системы экологического образования в высших учебных заведениях необходимо ввести на всех факультетах, независимо от их профессиональной ориентации, преподавание курса «Основы экологии и охраны окружающей среды» и наполнить экологическим и природоохранным содержанием планы и учебные программы по всем дисциплинам, разработать с учетом специализации студентов спецкурсы по экологии, охране природы и природопользованию, с учетом мнений и рекомендаций потенциальных работодателей.

5. Направить настоящее Решение Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому, Министру экономического развития

Российской Федерации А.В. Улюкаеву, Министру образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливанову.

6. Информировать об итогах заседания: Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашина, Председателя Комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонова.

Депутат Государственной Думы,

Председатель

Подкомитета по экологии А.И. Фокин