Повестка

ПОВЕСТКА

заседания секции № 2 «Экологическая безопасность (в том числе ядерная и радиационная)» Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Тема: «Рекультивация нарушенных земель (полигоны, карьеры, шламонакопители), находящиеся на федеральном или муниципальном балансе».

12:00 24 февраля 2014 г.

каб. 324 (новое здание)

Ведет заседание: Председатель секции Фокин Александр Иванович

1) Докладчик:

12:05 – 12:20

Куценко Виктор Владимирович – член ВЭС при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, профессор экологического факультета Российского университета дружбы народов

Доклад: Рекультивация земель, загрязненных нефтью и опасными химическими веществами – важнейшая задача в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

12:20 – 12:25

Старцев Александр Александрович – член экспертной группы ВЭС, генеральный директор Северо-Западного международного центра чистых производств ЮНИДО, член-корреспондент МАНЭБ, эксперт ООН по промышленному развитию

Доклад: «Особенности выполнения работ по рекультивации нарушенных земель в условиях свободных рыночных отношений»

12:25 – 12:30

Градов Алексей Сергеевич - генеральный директор ЗАО «Инноватех»

Доклад: «Термолизная переработка нефтяных шламов»

12:30 -12:35

Сирин Андрей Артурович – директор Института лесоведения РАН.

Доклад: Обводнение пожароопасных нарушенных торфяников (правовые неопределенности)

2) 12:35 – 12:50

Выступление участников заседания секции.

3) 12:50 – 13:00

Подведение итогов по докладам и выступлениям, принятие решения заседания.

Фокин Александр ИвановичПредседатель секции «Экологическая безопасность» Высшего Экологического Совета, Председатель Подкомитета по экологии.

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ПОДКОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

РЕШЕНИЕ

24 февраля 2014 года г. Москва

Участники заседания секции «Экологическая безопасность» (в т.ч ядерная и радиационная) Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по теме: «Рекультивация нарушенных земель (полигоны, карьеры, шламонакопители), находящиеся на федеральном или муниципальном балансе», отмечают следующее:

Экологическая обстановка в Российской Федерации из года в год не улучшается и по-прежнему характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду со значительными негативными последствиями как прошлой, так и нынешней экономической деятельности.

В настоящее время вопросы охраны земель и, в том числе реабилитация загрязненных территорий, регулируются следующими нормативно– правовыми актами: Конституцией Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации

2

«О недрах», Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» N 101-ФЗ от 16.07.1998 (ред. от 28.12.2013), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), Уголовным Кодексом Российской Федерации (ст.254), постановлением Правительства Российской Федерации «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» от 23.02.94 N 140, а также принятым во исполнение данного постановления приказом Минприроды России №525 и Роскомзема №67 от 22.12.95 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Инструкцией по рекультивации земель, нарушенных и загрязненных при аварийном и капитальном ремонте магистральных нефтепроводов N РД 39-00147105-006-97. Выбор направлений рекультивации определяется в соответствии с требованиями ГОСТа 17.5.1.02-85, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 16.07.1985 N2228 и ГОСТа 17.5.1.01-83, утвержденным Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13.12.83 № 5854.

Однако, законодательство, призванное регулировать отношения по рекультивации земель, нарушенных в процессе недропользования, в настоящее время не отвечает потребностям их быстрого восстановления.

Это выражается в том, что нормы, регулирующие процедуру проведения рекультивации нарушенных земель, не предусматривают реальных правовых последствий в случаях, когда субъекты права недропользования допускают нерациональное использование предоставленных земельных участков. Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие полной и достоверной информации о современных отечественных и зарубежных технологиях очистки загрязненных почв,

3

необходимой для эффективного взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, разработчиков и владельцев технологий для объединения преимуществ рыночного и административного подхода  в целях решения накопленных проблем.

Законодательство о рекультивации земель в большинстве случаев, ограничивается тем, что лишь декларирует в общей форме необходимость соблюдения тех или иных правил в области использования земель, в частности, при разработке полезных ископаемых. Сложившийся подход в целом не способствует эффективному решению накопившихся проблем связанных с рекультивацией нарушенных земель, необходимо искать новые пути решения проблемы.

Непрерывно растущие потребности народного хозяйства в минеральном сырье влекут за собой постоянный прирост площадей нарушенных земель. Площадь земель, нарушенных в процессе недропользования, в нашей стране составляет свыше 1,5 млн. гектаров.

В связи с этим, актуальными становятся вопросы формирования недропользователями фондов, средства которых пойдут на рекультивацию земель, ликвидацию скважин, шахт, нефтяных платформ. Этой цели должен послужить ликвидационный фонд - своего рода будущая экологическая гарантия территориям или акваториям, где ведется разработка месторождений.

Таким образом, для решения задачи повышения эффективности рекультивации нарушенных земель, необходимо проведение критического анализа утвержденных Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и Экологической доктрины Российской Федерации с целью выявления причин расхождения между законотворческой работой и правоприменительной практикой.

4

В связи с вышеизложенным участники заседания секции «Экологическая безопасность» (в том числе ядерная и радиационная) Высшего экологического совета решили рекомендовать:

1. Правительству Российской Федерации:

1.1. При разработке Стратегии экологической безопасности Российской Федерации руководствоваться рекомендациями Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости рекультивации нарушенных земель.  

1.2. При внесении изменений в законодательство и нормативные правовые акты Российской Федерации о рекультивации земель, в том числе загрязненных нефтесодержащими отходами, предусмотреть налоговое стимулирование владельцев земельных участков, загрязненных нефтесодержащими отходами, ликвидировать загрязнения своими силами, либо передать эти участки другим хозяйствующим субъектам, специализирующимся на выполнении работ по ликвидации нефтеразливов.

1.3Изучить возможность наделения Росприроднадзора полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.7, 8.8 и 8.13 КоАП РФ, путем внесения соответствующих изменений в статью 23.29 КоАП РФ.

1.4. Пересмотреть сложившуюся в стране практику проведения рекультивации нарушенных земель с целью выработки системы мер и стимулов для участников процесса в целях выполнения требований ресурсосбережения и повышения энергоэффективности.

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росприроднадзору, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству энергетики

5

Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации:

2.1. Провести анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы рекультивации загрязненных и нарушенных территорий и подготовить предложения по ее совершенствованию.

2.2.  Рассмотреть вопрос о необходимости разработки федерального закона «Об охране почв» в части рекультивации нарушенных территорий.

2.3. Разработать программу рекультивации нарушенных земель, а также предусмотреть ее финансовое и законодательное обеспечение.

3. Министерству обороны Российской Федерации, Министерству энергетики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, совместно с администрациями регионов и муниципальных образований:

3.1. Увеличить объем финансирования научно-исследовательских и опытно- практических работ в области совершенствования методов рекультивации нарушенных земель.    

4. Направить данное Решение председателю Высшего экологического совета- председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашину для использования в работе Высшего экологического совета и Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.                      

6

Председатель секции

«Экологическая безопасность»

Высшего экологического совета

Председатель Подкомитета по экологии А.И. Фокин