Повестка

П О В Е С Т К А

заседания секции № 2 "Экологическая безопасность (в том числе ядерная и радиационная)" Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Тема:"О разработке "Основ экологической политики на период до 2030 года" субъектами Российской Федерации (в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета

27 мая 2010 года)".

11.00 24 января 2011 г

каб.324 (н. з.)

Ведет заседание: Председатель секции Фокин Александр Иванович

1) Докладчик:

11.05-11.25

Грачев Владимир Александрович - член Высшего Экологического Совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, председатель правления Международной экологической общественной организации "Гринлайт "

доклад: О разработке "Основ экологической политики на период до 2030 года" субъектами Российской Федерации (в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета 27 мая 2010 года)

11.25-11.30

Безруков Евгений Александрович- заместитель начальника отдела контроля и надзора за обращением с отходами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

доклад: О проблемах в области охраны окружающей среды и необходимости разработки "Основ экологической политики на период до 2030 года"

11.30-11.35

Орлов Валерий Александрович - начальник отдела сохранения биоразнообразия, объектов животного и растительного мира департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России

доклад: О ходе разработки "Основ экологической политики на период до 2030 года"

2) 11.35-11.50

Выступление участников заседания секции.

3) 11:50 - 12:10

Подведение итогов по докладу и выступлениям, принятие решения заседания.

Председатель секции "Экологическая безопасность" Высшего Экологического Совета, заместитель председателя Комитета Г Д природопользованию и экологии

Фокин Александр Иванович

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

РЕШЕНИЕ

24 января 2011 года

г. Москва

О разработке Основ Экологической политики на период до 2030 года субъектами Российской Федерации (в соответствии с поручением

Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета

27 мая 2010года)

Участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по теме "О разработке Основ Экологической политики на период до 2030 года субъектами Российской Федерации (в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета 27 мая 2010 года)" отмечают:

Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время относятся к наиболее важным для всего мирового сообщества. Прежде всего, это обусловлено прямой взаимосвязью состояния окружающей среды и здоровья

населения - нельзя говорить о достаточности мер по охране здоровья при наличии загрязненного атмосферного воздуха, водных объектов, отравленной токсическими веществами почве. Не меньшее влияние состояние окружающей среды имеет и на возможность экономического развития общества -

обеспеченность природными ресурсами требуемого качества, в первую очередь водой, сохранение плодородия почв, предотвращение образования карстовых явлений, оползней и т.д.

в связи с этим, одним из основных показателей развитого государства является его отношение к окружающей среде, желание сохранить для будущих поколений мир во всем его многообразии.

Указанные цели и основные пути их реализации устанавливаются при формировании экологической политики государства. В Российской Федерации в настоящее время требования к экологической политике на законодательном уровне практически отсутствуют. Несмотря на то, что в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды» в преамбуле продекларировано, что «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности», ее определение и какие-либо требования к указанной политике, а также механизмы ее реализации в нем отсутствуют.

При этом, обеспечение проведения федеральной политики, в области экологического развития Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.

В настоящее время экологическая политика Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, действующем российском законодательстве, международных нормативных правовых актах, а также национальных стратегических документах, таких, как:

Экологическая доктрина Российской Федерации (2002 г.), Климатическая доктрина Российской Федерации (2009г.), Концепция долгосрочного

социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (2008г.), Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996г.) и других правовых актах, определяющих стратегию государства.

К наиболее значимым в ряду принятых в 2008 году документов по экологической политике относится Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N~ 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Разработка Экологической политики отдельных организаций осуществляется с учетом ГОСТов серии ИСО 14000.

Основным документом, определяющим цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской, Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период является Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. 1225-р. В соответствии с Экологической доктриной стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Однако поставленные цели и задачи в должной мере реализованы не были, а по определенным направлениям они были, практически заменены на противоположные. Например, резко сокращена действенность государственной экологической экспертизы, в результате исключения из ее объектов проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, в том числе особо опасных, проектов нормативных правовых актов, проектов документации на перевод лесных земель в нелесные и т.д. Упразднен муниципальный экологический контроль, государственный контроль на этапе строительства и реконструкции

объектов. Более поздние попытки восстановить действенность государственной экологической экспертизы касались только отдельных объектов (например, связанных с обращением с отходами) и поэтому были неэффективны.

При этом в ряде городов Российской Федерации экологическая обстановка остается неблагополучной. Так, в соответствии с Государственным докладом «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году», приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2009 г. включает 34 города с общим числом жителей 9,7 млн. человек. В этот список включены города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха. В 2008 г. таких городов насчитывалось 30.

В 40 субъектах Российской Федерации из тех, где проводятся наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, более 54% городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения воздуха. В 10 из этих 40 субъектов (Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская области, Республика Хакасия, Хабаровский край, Чувашская Республика, города Москва и Санкт-Петербург) воздействию высокого и очень высокого загрязнения воздуха подвержены более 75% городского населения, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге – 100% населения. В Иркутской, Оренбургской, Ростовской, Самарской областях, Красноярском крае и Республике Башкортостан имеются 5-7 городов с таким уровнем загрязнения, в Свердловской области и Ханты-Мансийском автономном округе - Югра - 4 города.

В 36 субъектах Российской Федерации, где наблюдения проводятся только в 1-3 городах, в каждом из них наблюдался высокий и очень высокий уровень загрязнения воздуха. В 18 субъектах Российской Федерации есть города, в которых максимальная концентрация какого-либо вещества в течение года превышала 10 ПДК. В Иркутской и Сахалинской областях имеется по 3 таких города. Всего в России насчитывалось 27 таких городов.

Эти данные свидетельствуют о необходимости принятия срочных мер по нормализации экологической обстановки в стране. Решение данной задачи невозможно без разработки и принятия на всех уровнях управления соответствующей экологической политики.

В связи с этим Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, выступая в Кремле 30 ноября 2010 года с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации отметил, что «несмотря на уникальность и богатство российской природы, её состояние сегодня трудно назвать абсолютно благоприятным. Решать эту проблему можно лишь, создав современную эффективную систему управления в природоохранной сфере».

Следует отметить, что Президент Российской Федерации и ранее неоднократно обращал внимание на необходимость решения вопросов охраны окружающей среды. 27 мая 2010 года на заседании Государственного Совета он отметил, что «Проблемы известные. Для того чтобы их решать, нам необходима единая государственная политика. Очевидно, что попытка решить экологические проблемы за счёт разрозненных действий, за счёт несистемных решений ни к чему не приведёт».

По итогам этого заседания Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с заинтересованными общественными организациями разработать проект Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

Основы Экологической политики Российской Федерации должны являться основой экологической стратегии России на двадцатилетний период, учитываться как неотъемлемая часть общей стратегии ее развития и реализовываться, в том числе, через модернизацию всех сфер деятельности общества обеспечивая их экологизацию.

В настоящее время данный проект по поручению Правительства Российской Федерации разработан Министерством по природным ресурсам и экологии Российской Федерации и внесен в Правительство Российской Федерации.

Проект Основ экологической политики неоднократно заслушивался на различных конференциях и семинарах. Наиболее широко он обсуждался на Научной конференции «Разработка Основ Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года», которая прошла 21 октября 2010 года. В конференции приняли участие более 135 человек из 29 субъектов Российской Федерации - это ученые, академики РАН, РАМН, РАСХН, специалисты - экологи, представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций.

В ходе обсуждения основополагающих подходов к разработке Основ Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года, участники Конференции решили одобрить предложенную Советом Федерации и МЭОО «Гринлайт» трехуровневую структуру документа «Экологическая политика Российской Федерации», состоящую из Основ Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции (Стратегии) реализации Экологической политики Российской Федерации и Плана реализации Экологической политики Российской Федерации. При этом, было рекомендовано в самих Основах отразить только стратегическую цель, принципы экологической политики и обязательства по реализации экологической политики. По результатам Конференции, проект был одобрен большинством присутствующих.

Однако, разработка такого документа только на федеральном уровне недостаточна. Федеральный документ должен отражать цели и задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации и актуальные для всей страны, но в нем не может быть учтена специфика отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности каждого субъекта Российской Федерации и, тем более, каждого муниципального образования. Более того, успешность реализации задач по охране окружающей среды на федеральном уровне зависит, прежде всего, от их реализации каждым конкретным субъектом хозяйственной деятельности,

от их учета в его экологической политике.

Экологическая политика должна учитывать масштаб, пространство, специализацию, организационный аспект реализации поставленных задач в области охраны окружающей среды и разрабатываться на глобальном, международном, национальном (в том числе государственном), региональном и местном (локальном) уровнях.

В связи с важностью поставленной задачи по созданию благоприятной экологической обстановки на всей территории Российской Федерации, Президентом Российской Федерации было дано поручение Правительству Российской Федерации:. предусмотреть включение в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатели качества окружающей среды.

Эффективность деятельности по сохранению природы характеризуется постоянным сокращением воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, не превышением нормативов допустимого воздействия, установленных с учетом состояния и особенности конкретных территорий, при обеспечении соблюдения нормативов качества окружающей среды. Однако до настоящего времени нормативы качества в стране практически отсутствуют, что, в свою очередь, не позволяет установить обоснованные нормативы допустимого воздействия на отдельные компоненты окружающей среды.

В связи с этим Правительству Российской Федерации поручено разработать указанные нормативы качества, положив их в основу системы нормирования воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду.

Одним из основных условий успешной реализации Экологической политики государства является ее открытость, доступность для населения, а также участие в ее реализации, как общественных организаций, так и отдельных граждан. Требование об открытости Экологической политики следует из положений статьи 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой общественные и иные некоммерческие

объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды имеют право на «получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране».

К основным источникам получения информации о состоянии окружающей среды следует отнести, в том числе, доклады об экологической ситуации в субъектах Российской Федерации, публикацию которых теперь в соответствии с поручением Президента, должны обеспечивать высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Наряду с градацией экологической политики по территориальному признаку, она может подразделяться также на отраслевую, корпоративную (экологическая политика корпорации, предприятия), общественную (неправительственных организаций, групп и т.п.), семейную (родовую, клановую) и личную (индивидуальную).

Учитывая роль отдельных организаций в улучшении экологической обстановки в стране, Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ подготовить предложения о механизмах содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производства и соответствующих территорий, а также о мерах по обеспечению широкого применения частно-государственного партнёрства при реализации соответствующих программ.

В настоящее время положительным примером отраслевых экологических политик является Экологическая политика Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», стратегической целью которой в ХХI веке является обеспечение устойчивого развития и включение ее в число ведущих компаний мира по использованию атомной энергии для решения глобальных энергетических и экологических проблем.

Вместе с тем, следует отметить, что практика разработки, принятия и реализации экологических политик имеется лишь у отдельных организаций, как правило, осуществляющих поставки продукции и услуг на внешние

рынки.

В связи с этим, необходимо обеспечить условия, способствующие разработке экологической политики на всех уровнях управления хозяйственной и иной деятельностью, а также широко пропагандировать в обществе уже принятую организациями экологическую политику.

В связи с изложенным участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета р е ш и л и:

I. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Одобрить представленные Министерством природных ресурсов, природопользования и экологии Российской Федерации проект Основ Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года и проект Указа Президента Российской Федерации "Об утверждении Основ Экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года" и мерах по их реализации" и направить их на подписание Президенту Российской Федерации;

2. Пропагандировать опыт организаций, принявших и успешно реализующих Экологическую политику.

II. Рекомендовать субъектам Российской Федерации:

1. Организовать разработку документов по реализации Экологической политики Российской Федерации до 2030 года. При этом целесообразно, также как и на федеральном уровне, применять системный подход, предусмотрев не только разработку «Основ Экологической политики субъекта на период до 2030», но и «Стратегии реализации Экологической политики субъекта РФ» и плана на 2011-2015 гг. с конкретными показателями и индикаторами;

2. Учесть при разработке «Основ Экологической политики субъекта РФ на период до 2030 года», «Стратегии реализации Экологической политики субъекта Российской Федерации» и планов реализации Экологической политики на 2011-2015 годы поручения и рекомендации Президента РФ по итогам Госсовета 27 мая 2010 г. и послания Президента РФ, в том числе:

- разработать нормативы качества окружающей среды, учитывающие особенности конкретных территорий, положив их в основу системы нормирования допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду;

- подготовить предложения о механизмах содействия предприятиям, осуществляющим программы экологического оздоровления производства и соответствующих территорий;

- осуществить подготовку доклада об экологической ситуации в субъекте Российской Федерации.

3. Информировать Председателя Высшего экологического совета Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Туголукова Е.А. о принятом решении, предложить рассмотреть возможность использования данного решения в работе Высшего экологического совета, в работе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Председатель секции «Экологическая безопасность А.И. Фокин