Повестка

П О В Е С Т К А

заседания секции 2 "Экологическая безопасность (в том числе ядерная и радиационная)" Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Тема: "Комплексное законодательное обеспечение водоснабжения и канализования (О проекте федерального закона "О водоснабжении и канализовании" и сопутствующих изменениях и дополнениях в

законодательные акты)".

13.00

21 апреля 2011 г.

каб. 324 (н. з.)

Ведет заседание: Председатель секции Фокин Александр Иванович

1) Докладчик:

13.05 -13.20

Булгакова Ирина Александровна - директор Департамента жилищно коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации

доклад: "О выработке единой позиции, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, по отраслевому закону "0 водоснабжении и канализовании "

13.20-13.30

Волкова Ирина Игоревна - старший научный сотрудник Научно-исследовательского института промышленной экологии

доклад: "Законодательное обеспечение водоснабжения и канализования"

13.30-13.35

Кислицина Альбина Фаризуновна - ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям

доклад: "О ходе рассмотрения законопроекта "0 водоснабжении и канализовании" и проекте федерального закона "0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием Федерального закона "0 водоснабжении и канализовании "

2) 13.35-13.45

Выступление участников заседания секции.

3) 13.45 - 14:00

Подведение итогов по докладам и выступлениям, решения заседания.

Председатель секции «Экологическая безопасность» Высшего Экологического Совета, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Фокин Александр Иванович

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

РЕШЕНИЕ

20 июня 2011 года

г. Москва

«О стратегии субъекта Федерации Санкт-Петербурга по снижению поступления в Балтийское море опасных химических веществ

из списка ХЕЛКОМ в свете решений ФЦП Национальная

система химической и биологической безопасности РФ

на 2009 - 2013 годы»

Участники заседания секции "Экологическая безопасность (в т.ч. ядерная и радиационная)" Высшего экологического совета Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии заслушав и обсудив доклады по теме: «О стратегии субъекта Федерации Санкт-Петербурга по снижению поступления в Балтийское море опасных химических веществ из списка ХЕЛКОМ в свете решений ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности РФ на 2009 2013 годы», о т м е ч а ю т:

Российская Федерация последовательно выполняет свои международные обязательства в соответствии с ратифицированной в 1998

году Конвенцией по защите природной морской среды района Балтийского моря (Хельсинская конвенция 1974 года), которая впервые затрагивала все источники загрязнений в водосборном бассейне, в самом море и в выпадающих в море атмосферных осадках. Руководящим органом конвенции является Хельсинкская комиссия - комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ).

Для предотвращения деградации природной морской среды, по решению ХЕЛКОМ, создан экологический чрезвычайный спасательный план. Этот план, названный Планом Действий в Балтийском море (ПДБМ), призван предпринять странами объединенные широкомасштабные и решающие действия для достижения основной цели обеспечения здоровой морской окружающей среды со сбалансированными экосистемами уже для существующего поколения.

Общий ПДБМ был разработан и принят к исполнению Балтийскими странами в ноябре 2007 года, в г. Кракове. Он является рамочным документом и представляет собой долговременную стратегию ХЕЛКОМ по оздоровлению Балтийского моря, Разработанный на этом основании в Российской Федерации проект ФЦП «Национальный план действий по защите от загрязнения Балтийского моря» проходит этап согласований в федеральных министерствах.

Обеспечение химической безопасности природной морской среды связано с проблемами загрязнения вредными веществами (в том числе массовым производством и обращением химических соединений большого числа наименований) и эвтрофикацией (биогенной нагрузкой - наличием в сточных водах органических соединений на основе фосфора и азота).

В целях предотвращения эвтрофикации, ХЕЛКОМ в ноябре 2008 года приняла новую рекомендацию 28Е/5 «Очистка городских сточных вод», направленную на дальнейшее сокращение химической нагрузки на Балтийское море, вступившей в действие с января 2010 года, в соответствии с которой, содержание общего фосфора в очищенных сточных водах не

должно превышать 0,5 мг/л, а общего азота - 8 мг/л.

Загрязнение Балтийского моря вредными веществами вызвано огромным количеством различных антропогенных веществ, которые попадают в морскую среду, прежде всего от наземных источников, связанных с жизнедеятельностью человека (промышленность, транспорт, энергетика, ЖКХ и сельское хозяйство, сфера обращения опасных отходов производства и потребления). Здесь же имеются в виду и химические вещества, не встречающиеся обычно в природе (например, перфторполимеры), и вещества, концентрации которых выше естественных уровней. В списке веществ, подлежащих ограничению и исключению из обращения, значатся: хлорированные парафины со средней цепью; октилфенолы/ этоксилированные октилфенолы; перфтороктановая кислота; декабромдифениловый эфир; эндосульфан; пентабромдифениловый эфир; октабромдифениловый эфир; сульфонат перфтороктана; нонилфенол/ этоксилированные нонилфенолы; хлорированные парафины с короткой цепью; кадмий в удобрениях; использование (в самых жестких ограничениях) ртути в продукции и производстве и ряд других.

Вредные вещества, попадая в Балтийское море, могут оставаться в воде очень длительное время и накапливаться в морских пищевых цепочках до уровней, которые являются токсичными для морских организмов. Уровни некоторых вредных веществ в Балтийском море превышают концентрации (например, в северо-восточной части Атлантики, более чем в 20 раз). Данные вещества оказывают негативное воздействие на экосистему, а именно:

вызывают нарушение общего здоровья животных;

вызывают нарушение репродуктивной функции у животных, особенно у хищников;

приводят к повышению уровня загрязнений в рыбе, которую люди потребляют в пищу.

воздействуют на гормональную и иммунную системы вследствие

своей высокой токсичности, стойкости и способности накапливаться в тканях живых организмов (обладают высокой степенью биоаккумуляции).

В интересах обеспечения химической безопасности ХЕЛКОМ разработала ряд рекомендаций:

№28Е/8 относительно экологически безопасных практик сокращения и предотвращения выбросов диоксинов и других вредных веществ из небольших установок для сжигания;

№24/5, касающуюся правильного обращения с отходами/размещением отходов;

№24/4 для металлургической и сталепрокатной отрасли.

Согласно рамочному ПДБМ, страны Балтийского моря должны представить в ХЕЛКОМ на очередном Министерском заседании в 2013 году результаты оценки эффективности выполнения национальных компонентов Плана, а также определить необходимость выработки дополнительных мер на национальном уровне, на уровне ХЕЛКОМ или на глобальном уровне.

При выполнении национальных программ должны учитываться потребности в следующем:

идентификации источников выбранных вредных веществ или групп

веществ;

запрете или ограничении использования соответствующих

идентифицированных вредных веществ или группы веществ;

замене выбранных вредных веществ или группы веществ на менее вредные;

разработке технических руководств по выдаче разрешений. на

использование вредных веществ;

повышении компетентности лиц, принимающих решения, и промышленников в целях определения вредных веществ и возможности для введения запрета на использование веществ, а также для внедрения наилучшей экологической политики и наилучших существующих технологий; повышении кампаний

информированности потребителей за счет проведения и распространения информации об экологически безопасной

продукции;

совершенствовании соответствующего законодательства, включающего

правильное определение вредных веществ;

определении, оценке и сокращении сбросов, выбросов, отходов, потерь из источников в определенных потенциальных отраслях и в основных видах использования;

включении этих мер в национальные программы, программы действий, например, в рамках Водной стратегии, и других;

учете выбранных вредных веществ или групп таких веществ при выдаче или пересмотре природоохранных разрешений для разных видов промышленной деятельности. Городских очистных сооружений. полигонов

Кроме того, должен быть начат скрининг наличия и воздействия на окружающую среду отдельных веществ из списка выбранных вредных веществ, присутствующих в морской среде Балтийского моря, совместно с Советом Министров Северных стран, чтобы доработать меры в отношении выбранных вредных веществ.

Еще в 2009 году ХЕЛКОМ рекомендовано провести скрининг наличия и воздействия на окружающую среду отдельных веществ из списка выбранных вредных веществ, присутствующих в окружающей среде. Притом совместно со скринингом источников выбранных вредных веществ, присутствующих в городских и промышленных сточных водах, а также в загрязненных водах от полигонов опасных отходов (свалок) и в ливневых сточных водах.

ХЕЛКОМ рассчитывает на практическое введение подхода по

интегральной оценке сброса (ИОС) и использование методов мониторинга комплекса сбросов вредных веществ, создавая при этом пилотные проекты для апробации наиболее перспективных подходов.

Главная цель таких пилотных проектов - проведение обследования муниципальных очистных сооружений и некоторых конкретных секторов промышленности. Результаты этих проектов будут использованы для совместной оценки сточных вод в регионе Балтийского моря и возможного установления предельного значения СБТ (стойкость, биоаккумуляция, токсичность), основанного на подходе ИОС.

ХЕЛКОМ рекомендует создать и разработать соответствующие регистры химической продукции, чтобы имелась более надежная и конкретная информация об использовании и количестве вредных веществ. При этом целесообразно использовать как уже существующие, так и разрабатываемые регистры, а также соответствующие наработки, например, в регулирующих рамках ЕС по регистрации, оценке, разрешению и ограничению на использование химических веществ (Европейское химическое законодательство REACH (ЕС 1907/2006).

Основная проблема в сфере обеспечения химической безопасности состоит в том, что некоторые страны - участники ХЕЛКОМ, в частности, Российская Федерация, не располагают достаточной информацией о применении или выбросах вредных веществ из рекомендованного ПДБМ списка. Необходимы системный сбор данных об обороте вредных веществ в сфере производства и потребления, про ведение постоянных измерений по выбросам, сбросам и отходам хозяйственной деятельности предприятий, городских и иных коммунальных очистных сооружений, локальных очистных сооружений различного назначения, хранилищ и полигонов отходов текущей и прежней деятельности, и т.д.

В качестве общего вывода следует отметить, что для получения четкого представления о «движении» каждого вещества в нашем обществе, необходимо как можно скорее провести анализ потоков по каждому веществу в пределах всего водосборного бассейна Финского залива. Анализ материальных потоков может дать информацию о движении веществ и их количествах в отношении выбросов в различных экологических районах. В

целом необходима дополнительная информация о присутствии указанных веществ в биосистемах, смежных водных путях, донных отложениях рек, озер и каналов.

На решение общей задачи снижения химической нагрузки на водные объекты и защиту здоровья населения направленно Постановление Правительства Российской Федерации № 791 от 27.10.2008 года «О федеральной целевой программе «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации на 2009-2013 годы». В этой связи решением Национального антитеррористического комитета от 19.08.2008 года Правительству Санкт-Петербурга поручено разработать соответствующую Программу обеспечения химической, радиационной и биологической защиты населения города.

Во исполнение данного решения Правительством Санкт-Петербурга было принято Постановление от 03.05.2011 года № 539 «О Перечне мероприятий по обеспечению радиационной, химической и биологической безопасности населения Санкт-Петербурга в 2011 - 2015 годах». В Перечень включены такие мероприятия, как:

разработка и представление на рассмотрение Губернатора Санкт-Петербурга предложений по совершенствованию защиты населения Санкт-Петербурга от угроз радиационного, химического и биологического характера на объектах водоснабжения и канализования Санкт-Петербурга;

подготовка межведомственного соглашения исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге об информационном обмене сведениями по обороту потенциально опасных химических и биологических веществ (ПОХ и БВ) на территории Санкт-Петербурга и созданию информационной системы "Централизованный банк данных, характеризующих обстановку и угрозы экологической безопасности, формирующиеся в результате оборота ПОХ и БВ в Санкт - Петербурге";

подготовка проекта правового акта, предусматривающего создание информационной системы "Централизованный банк данных, характеризующих обстановку и угрозы экологической безопасности, формирующиеся в результате оборота ПОХ и БВ в Санкт-Петербурге";

и другие.

Большая работа по выполнению Плана действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю про водится ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», координация деятельности которого осуществляется через Комитет по энергетике Правительства Санкт-Петербурга. В числе важных предпринимаемых мер:

завершение строительства Северного коллектора и закрытие прямых выпусков, с целью прекращения сброса сточных вод в реку Неву;

1,00% сжигание образующегося илового осадка на 3-х сжигающих заводах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с целью недопущения попадания вредных веществ в Финский залив;

переработка и утилизация полигонов илового осадка (отходы прежней деятельности), с целью ликвидации возможности загрязнения вредными веществами грунтовых вод;

контроль содержания вредных веществ в иловом осадке на дне водоемов Санкт-Петербурга;

объекты либо отрицательно влияют на работоспособность коммунальных очистных систем, а именно:

оказывают постоянное негативное воздействие на системы коммунальной

канализации и ухудшают их техническое состояние, ускоряя износ сетей и

обору дования;

нарушают технологические процессы биологической очистки сточных вод;

увеличивают эксплуатационные затраты на очистку.

Риск и угрозу загрязнения окружающей среды Балтийского моря вредными химическими веществами в настоящее время трудно оценивать, из-за отсутствия достоверных данных об объемах поступления, обороте потенциально опасных химических веществ, наименованиях, а также из-за недостатка экотоксикологической информации.

Самые первые шаги в решении этой проблемы привели заинтересованные стороны в тупик, поскольку российским законодательством не регламентировано право субъекта Российской Федерации по ведению на его территории учета оборота потенциально опасных химических веществ. Без такого учета и при отсутствии элементарных исходных данных, специалисты не могут приступить к разработке и реализации конкретных мер по выполнению рекомендации ПДБМ ХЕЛКОМ.

В связи с вышеизложенным, участники заседания Секции ВЭС р е ш и л и:

1. Признать положительным опыт работы ГУП «Водоканал Санкт- Петербуга» по Программе прекращения сброса неочищенных сточных вод в водоемы Санкт-Петербурга и выполнению рекомендаций Плана Действий ХЕЛКОМ по Балтийскому морю.

2. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации в ходе разработки проекта Федерального закона «Технический регламент "О безопасности химической продукции" включить положения, наделяющие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями в части:

осуществления функций государственного контроля деятельности физических и юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы собственности, в сфере оборота потенциально опасных химических веществ;

ведения региональных кадастров оборота потенциально опасных химических веществ, включающих в себя данные, предоставляемые

органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, независимо от организационно-правовой формы собственности, осуществляющими свою деятельность в сфере оборота потенциально опасных химических веществ;

определения порядка ведения региональных кадастров оборота потенциально опасных химических веществ (согласно ст.ст. 6 и 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. N2 89-ФЗ).

3. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии инициировать внесение изменений в природоохранное законодательство, регламентирующее вопросы обустройства 4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации дать поручение заинтересованным ведомствам разработать нормативные акты, предусматривающие формы:

предоставления организациям водопроводно-канализационного хозяйства права прекращать или ограничивать прием сточных вод абонентов в системы коммунальной канализации, в случаях систематического сверхнормативного сброса загрязняющих веществ и непринятия абонентом действенных мер надлежащей чистке сточных вод;

применения размера тарифа за сброс стоков напрямую в водные объекты, по крайней мере, соразмерного величине тарифа за сброс сточных вод и вредных веществ в системы коммунальной канализации.

5. Информировать Председателя Высшего экологического совета Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Е.А. Туголукова о принятом решении, предложить рассмотреть возможность использовать данное решение в работе Высшего экологического совета, в работе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам,

природопользованию и экологии Председатель секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета

А.И. Фокин