Повестка

П О В Е С Т К А

заседания секции 2 "Экологическая безопасность (в том числе

ядерная и радиационная)" Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии.

Тема:"Обеспечение экологической безопасности при разработке угольных месторождений".

11.00

30 мая 2011 г.

каб.324(н.з.)

Ведет заседание: Председатель секции Фокин Александр Иванович

1) Докладчик:

11.05 -11.20

Шумков Сергей Иванович- заместитель директора Департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики Российской Федерации

доклад: "О состоянии охраны окружающей среды при разработке угольных месторождений"

11.20-11.35

Сластунов Сергей Викторович- профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой "Инженерная защита окружающей среды" Московского государственного горного университета

доклад: "Состояние и пути решения основных проблем метана угольных пластов"

11.35-11.45

Ермак Геннадий Павлович- нчальник управления по надзору в уголь но й промышленности Ростехнадзора

доклад: "О состоянии экологической безопасности в угольной отрасли"

2) 11.45-12.00

Выступление участников заседания секции.

3) 12:00 - 12:15

Подведение итогов по докладам и выступлениям, решения заседания.

Председатель секции «Экологическая безопасность» Высшего Экологического Совета, заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии

Фокин Александр Иванович

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЯТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ВЫСШИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

Секция «Экологическая безопасность» (в т.ч. ядерная и радиационная)

РЕШЕНИЕ

30 мая 2011 года

г. Москва

Обеспечение экологической безопасности при разработке угольных месторождений

Участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета при Комитете Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по теме «Обеспечение экологической безопасности при разработке угольных месторождений», о т м е ч а ю т:

Угольная промышленность одна из наиболее развитых отраслей промышленности России, которая имеет важное значение в экономике страны. Динамика добычи угля неукоснительно следует этапам экономического развития. Россия сохраняет и будет сохранять положение одной из ведущую угледобывающих стран в мире, благодаря высокому уровню запасов угольных месторождений.

Роль угольной промышленности была отмечена и при обсуждении переход экономики страны к инновационному социально-

ориентированному типу, в связи с чем Правительством Российской Федерации в июне 2010 года было дано поручение министерствам разработать Долгосрочную программу развития отрасли на период до 2030 года. безопасности при разработке угольных месторождений.

Отдельно необходимо рассмотреть экологические проблемы, связанные с выбросом в атмосферу шахтного метана.

Метан это один из наиболее распространенных парниковых газов, с коротким сроком жизни В атмосфере - 12 лет, который способствует разрушению озонового слоя.

Экологический аспект, заключающийся в извлечении и использовании шахтного метана, в перспективе позволяет не только снизить загрязнение земной атмосферы шахтными выбросами, но и улучшить экономические показатели производства за счет снижения сумм штрафов, а также продажи квот по механизмам Киотского протокола.

Уже сегодня во многих странах мира действует законодательство по рекультивации местности после проведения горных работ, разработаны особые технологии заполнения выработанного пространства бытовыми и строительными отходами.

Значительный вред окружающей среде приносит заболачивание земель, в связи с чем необходимо проводить особые мероприятия.

Последствия вредного воздействия на окружающую среду эксплуатируемых и ликвидируемых шахт требуют разработки единой государственной научно· обоснованной системы.

В соответствии с проектами ликвидации шахт и разрезов во всех угольных бассейнах страны созданы центры мониторинга производственной и экологической безопасности. Такая система оказалась оправданной по условиям масштабных ликвидационных работ и необходимости выполнения жестких требований по природоохранному законодательству.

Именно обеспеченная и функционирующая система мониторинга

позволяет иметь актуальную базу информационных данных, необходимых для решения уровня шахтных вод, с целью своевременного выполнения дренажных мероприятий по защите населенных пунктов от подтопления; оперативное обнаружение внезапных провалов старых горных выработок и полная ликвидация их, с целью недопущения попадания в них людей и домашних животных предотвращение перетоков (затопления) действующих смежных шахт подтопления территорий горных отводов; эффективный контроль за деформациями и сдвижением земной поверхности.

В рамках завершения реструктуризации угольной промышленности необходимо:

осуществлять горно-экологический мониторинг для постоянного контроля и своевременного выявления опасных ситуаций, представляющих прямую угроз условиям жизни и деятельности населения в районах ликвидированных шахт разрезов;

продолжить техническое и финансовое обеспечение работ по очистке вод и эксплуатации передаваемого на баланс муниципальных администрации шахтерских городов и поселков природоохранного оборудования;

предусмотреть средства на финансирование реконструкции изношенного оборудования и надежной технической оснащенности водоотливных комплексов для защиты населения от аварийных ситуаций, а также предотвращения убытков от возможного затопления подземных выработок, в силу перетоков шахтных вод из ликвидируемых в· действующие шахты;

полностью реализовать мероприятия по переселению граждан из ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемы шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и ранее н включенных в состав утвержденных проектов ликвидации;

осуществить тушение всех горящих террикоников (отвалов ликвидированных угольных предприятий;

совершенствовать нормативно-методическvю и законодательнvю базv для обеспечения выполнения намечаемых природоохранных мероприятий

Учитывая возможные серьезные экологические последствия, связанные с расширяющейся разработкой угольных месторождений и возросшим потреблением угля, необходимо предпринимать меры по переходу на более чистые производства, с использованием наилучших доступных технологий.

Из общего количества эксплуатирующихся в отрасли очистных сооружений сточных вод, около 90% не обеспечивают нормативной очистки.

Около 30 % угольных предприятий не оснащены газоочистными установками и производят выбросы загрязняющих веществ в атмосферу без очистки. Очистка выбросов от наиболее токсичных газообразных веществ практически не производится. С вентиляционными выбросами шахт поступает в атмосферу свыше 700 тыс.т метана в год, который может быть использован в качестве надежного и дешевого источника получения тепловой и электрической энергии.

Также высокую экономическую рентабельность имеет химическая переработка метана для получения метанола, формальдегида и других важнейших промышленных химикатов.

Ежегодно в стадии активного горения находятся от 40 до 60 породных отвалов, загрязняя атмосферу токсичными веществами.

Сохраняется разрыв между площадями ежегодно нарушаемых и рекультивируемых земель, что приводит к росту общей площади изъятых из землепользования и нарушенных земель. Рекультивация нарушенных деградированных и загрязненных земель зачастую производится с нарушением технологических регламентов, без использования специальных

технических средств и мелиорантов, что негативно отражается на качестве их восстановления.

Закрытие в течение 1994-2005 гг. более 200 нерентабельных шахт у разрезов в рамках программы реструктуризации угольной отрасли, безусловно дало положительные результаты. Однако прогнозируемый экологический эффект не был достигнут в связи с низкими темпами реализации природоохранных технологических и технических решений.

Ухудшение экологической ситуации в районах размещения угольных предприятий усиливает ряд факторов, к основным из которых относятся:

моральное старение и физический износ как основного технологического так и природоохранного оборудования на действующих шахтах и разрезах, что приводит к усилению негативного воздействия производства на окружающую среду и снижению эффективности выполняемых природоохранных работ;

низкий уровень инвестиций в строительство природоохранных объектов l как следствие, низкие темпы обновления очистных сооружений сточных вод газоочистных установок, других природоохранных объектов;

несовершенство действующего в стране природоохранного законодательства и системы платы за загрязнение и нарушение окружающей среды, не стимулирующих природоохранную деятельность, отсутствия действенных экономических методов и механизмов управления природоохранной деятельностью;

недостаточные объемы финансирования научных исследований в сфере промышленной экологии, невостребованность имеющихся научно-технических разработок, отсутствие механизмов внедрения их в производство.

Увеличение объемов добычи угля, предусмотренное Энергетической стратегией России на период до 2030 г., может привести к дальнейшему обострению экологической ситуации в угледобывающих регионах.

Усиление техногенного воздействия на окружающую среду в наибольшей степене прогнозируется в Кузнецком и Канско-Ачинском угольных бассейнах, а также в районах размещения угольных предприятий в Восточной Сибири и Приморском крае, характеризующихся наибольшим прогнозируемым ростом объемов производства.

В связи с изложенным, Участники заседания секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета р е ш и л и:

1. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии в качестве основных мер государственной экологической политики в угольной отрасли предусмотреть создание условий для экономического стимулирования внедрения экологически чистых, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий при добыче, транспортировке, хранении, переработке и использовании угля;

2. Рекомендовать Министерству энергетики Российской Федерации Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору разработать нормативно-правовые акты в области метанобезопасности угольных шахт ("Концепцию обеспечения метанобезопасности шахт на 2012-2016 годы" Федеральную целевую программу "Метанобезопасность" , а также "Инструкцю по вентиляции угольных шахт");

3. Рекомендовать Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору:

разработать программу совершенствования отраслевой нормативно- методической базы в области охраны окружающей среды, включая разработку новых и корректировку действующих нормативно-методических документов, учетом современных научно-технических разработок и изменения природоохранного законодательства. В качестве первоочередной меры разработать и утвердить в 2011 г. "Инструкцию по профилактике самовозгорания,

тушению и разборке породных отвалов шахт и разрезов" и "Методическое руководство по формированию пожаробезопасных и тушению горящих породных отвалов шахт и разрезов";

4. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации включить в Государственную программу "Охрана окружающей среды":

инвентаризацию накопленных за долголетний период работы угольной отрасли нарушенных и отработанных земель, разработку и реализациии программы их рекультивации, с использованием новых технологий, обеспечивающей достижение баланса между нарушенными и рекультивированными землями, и выполнение рекультивационных работ;

инвентаризацию породных отвалов шахт, разрезов и обогатительных фабрик с оценкой их теплового состояния, разработку проектов и тушение горящих породных отвалов с последующей их рекультивацией;

разработку научно-методических основ системы нормирования техногенного воздействия на окружающую среду по технологическим показателям, определение наилучших доступных технологий в области охраны окружающей среды;

при составлении перечня объектов лицензирования по основным угольным бассейнам до 2015 года учесть последовательность ввода шахт и разрезов в эксплуатацию и объемы предполагаемой добычи угля для предприятий угольной промышленности;

подготовить предложения о совершенствовании законодательства регулирующего отношения между недропользователями и землепользователями при предоставлении в пользование участков недр;

провести анализ исполнения лицензионных соглашений

угледобывающими компаниями, в том числе в части рекультивации нарушенных земель и обязательств недропользователей по полному исполнению природоохранных мероприятий в процессе отработки угольных месторождений;

ускорить подготовку предложений по созданию ликвидационных фонд для финансирования работ по ликвидации, консервации горных предприятий, а также ликвидации последствий аварий на угольных шахтах и разрезах;

5. Рекомендовать Федеральному агентству по недропользованию при выдаче лицензий на разработку полезных ископаемых предусматривать необходимый комплекс мер по снижению техногенного воздействия на окружающую среду и ликвидацию негативных последствий ведения горных работ;

6. Рекомендовать vгольным компаниям по разработке vгольных месторождений:

расширять область применения перспективных, разрабатывать и внедрять новые малоотходные, безотходные и экологически чистые технологии технологические процессы и оборудование, характеризующиеся значительно меньшим негативным воздействием на окружающую среду;

экологизировать широко применяемые на практике технологии технологические процессы основного производства и горно-транспортного оборудования, обеспечивающие снижение техногенного воздействия на окружающую среду;

расширять область применения перспективных, разрабатывать и внедрять новые эффективные природоохранные технологии и технические средства;

6. Информировать Председателя Высшего экологического совета Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам природопользованию и экологии Туголукова Е.А. о принятом решении

предложить рассмотреть возможность использования данного решения в работе Высшего экологического совета, в работе Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии».

Заместитель председателя Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Председатель секции «Экологическая безопасность» Высшего экологического совета

А.И. Фокин