Повестка

ПОВЕСТКА

заседания Подкомитета по экологии

Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии

07 июня 2012 г. (четверг), 15:00

Георгиевский пер., д. 2, к. 324

Тема: «О формировании новой системы нормирования воздействия на окружающую среду и о мерах экономического стимулирования для внедрения наилучших технологий (на примере ООО «СГМК — Ферросплавы» г. Новокузнецк)

Председательствующий: Председатель Подкомитета по экологии Фокин Александр Иванович

15.00 — 15.05

Вступительное слово — Фокин Александр Иванович председатель Подкомитета по экологии Фокин Александр Иванович

Докладчики:

15.05- 15.30

Павлов Вячеслав Владимирович- заместитель генерального директора по ферросплавному производству ООО «УК «СГМК»

15.30- 15.40

Высоцкий Сергей Васильевич- и.о. начальника департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области

15.40-15.50

Матвиенко Павел Валерьевич — первый заместитель главы города Новокузнецка по промышленности и городскому хозяйству

15.50-16.10

Выступление участников заседания

16:10 — 16:20

Подведение итогов по докладам и выступлениям, принятие решения заседания.

Решение

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ,

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ И ЭКОЛОГИИ

ПОДКОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИИ

РЕШЕНИЕ

07 июня 2012 года г. Москва

О формировании новой системы нормирования воздействия на окружающую среду и о мерах экономического стимулирования для внедрения наилучших технологий (на примере ООО «СГМК — Ферросплавы» г. Новокузнецк)

Участники заседания Подкомитета по экологии Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, заслушав и обсудив доклады по вопросу формирования новой системы нормирования воздействия на окружающую среду и о мерах экономического стимулирования для внедрения наилучших технологий (на примере ООО «СГМК — Ферросплавы» г. Новокузнецк) о т м е ч а ю т:

Вопросы охраны окружающей среды в настоящее время относятся к наиболее важным для всего мирового сообщества. Создание эффективной системы охраны окружающей среды и рационального природопользования является приоритетной задачей развития российского государства и общества на современном этапе.

Курс на устойчивое развитие нашей страны предъявляет совершенно новые экологические требования при осуществлении проектов в различных экономических и технологических сферах. Эти требования сегодня становятся неотъемлемой частью как международных соглашений, так и национальных законодательств, в том числе в законодательстве Российской Федерации.

Сегодня на рассмотрении Государственной Думы находится целый ряд правительственных законопроектов, имеющих принципиальное значение в вопросе построения эффективной системы охраны окружающей среды. Важность законопроектов подтверждается также тем, что необходимость разработки и принятия многих из них обозначена в решениях, принятых на заседаниях президиума Госсовета в 2010 и 2011 гг.

Рассматриваемые законопроекты направлены на совершенствование системы нормирования и переход промышленности к наилучшим доступным технологиям, управлением отходами, создание новой системы защиты морей от нефтяного загрязнения.

Результатом принятия этих законопроектов станет совершенно новая база для формирования экологической и экономической политики нашего государства. Это целый набор экономических стимулов для разработки и реализации технологических решений с новым уровнем безопасности и эффективности использования природных ресурсов. Одновременно это создаст серьезные предпосылки для развития конструктивного сотрудничества на международном уровне.

В частности, принципиальное значение для построения эффективной системы государственного регулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования имеет проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования на окружающую среду и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» (№ 584587-5). Его разработка и принятие обусловлены необходимостью формирования сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 26 июля 2011 г. и был принят в первом чтении. На данном этапе законопроект дорабатывается к принятию Государственной Думой во втором чтении.

С учетом мирового опыта в основу новой системы нормирования положен принцип наилучших доступных технологий (НДТ), которые представляют собой оборудование и технологии, отвечающие последним достижениям науки, с минимальным уровнем загрязнения окружающей среды и при этом экономически доступным для субъектов предпринимательства.

В законопроекте предполагается разделить предприятия на группы по степени воздействия на:

1) экологически опасные объекты;

2) объекты с умеренным уровнем воздействия на окружающую среду;

3) объекты с незначительным уровнем воздействия на окружающую среду

4) объекты с минимальным уровнем воздействия на окружающую среду.

В связи с этим, по отношению к группе предприятий, оказывающих максимальное воздействие, предлагается усилить меры государственного регулирования, а по отношению к остальным – снять излишние административные барьеры. Именно для экологически опасных объектов, прежде всего, предлагается осуществить переход на нормирование, основанное на принципах НДТ.

В связи с исключением требований о получении разрешений для многих предприятий предлагается усовершенствовать государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие, и вести его в форме электронной информационной системы.

С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 г., касающихся экологической амнистии предприятий, временно сохраняются лимиты на выбросы и сбросы. Однако законопроектом предлагается устанавливать их только на период реализации плана мероприятий по охране окружающей среды.

В качестве мер экономического стимулирования законопроектом предлагается:

уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию природоохранного оборудования к материальным расходам;

предоставление инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов;

применение дополнительного коэффициента 2 к норме амортизации оборудования.

зачет платы за негативное воздействие в счет осуществления природоохранных мероприятий;

а также отказ от взимания платы при применении НДТ.

Одновременно предлагается ужесточение экономических санкций. Для этого предусмотрено повышение коэффициентов, применяемых при расчете платы за сверхнормативные выбросы и сбросы, сверхлимитное размещение отходов.

Для того чтобы у предприятий была возможность спланировать свою деятельность, законопроектом предусмотрено поэтапное введение вышеизложенных мер.

Некоторые предприятия, не дожидаясь принятия данного законопроекта, при осуществлении производства уже проектируют использование «зеленых технологий«. В частности, предприятие ООО «СГМК- Ферросплавы», расположенное в г. Новокузнецке Кемеровской области.

ООО «СГМК- Ферросплавы» является завершающим звеном в технологической цепочке «селезеньская марганцевая руда- ферросиликомарганец». Обогащенный марганцевый концентрат, добытый на Селезеньском месторождении будет использоваться в качестве сырья для производства ферросиликомарганца.

Данное производство соответствует стандартам безопасности Российской Федерации и Европейского союза. Технологическая схема и применяемое технологическое и газоочистное оборудование обеспечивает экологическую безопасность и безотходность производства. Так, из шлака образующегося при производстве ферросиликомарганца в ООО «СГМК- Ферросплавы», на брикетной фабрике (ТПК, п. Темиртау, Таштагольский район) будут изготавливать шлаковые брикеты и отправлять их в г. Новокузнецк для производства ферросплавов.

Новое производство является энергосберегающим, так как в плавке применяется богатый малофосфористый шлак. Энергозатраты при производстве 1 тонны ферросиликомарганца в рудовосстановительных печах ниже из-за удешевления себестоимости товарной продукции за счет цены на марганецсодержащую составляющую шихты, уменьшения удельного расхода электроэнергии и внедрения в производство специально разработанного технологического и электротехнического оборудования (электропечи и трансформаторы).

С целью снижения социальной напряженности среди жителей г. Новокузнецка, связанной с введением нового производства, по инициативе Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева, был создан общественный совет, в состав которого вошли специалисты в области металлургии, представители природоохранных структур, профильных департаментов обладминистрации, местных властей, инициативной группы жителей города, а также принято решение о проведении дополнительной государственной и международной экологических экспертиз.

Согласно итогового экспертного отчета экологической экспертизы ООО «СГМК — Ферросплавы» от 19.05.2012г., подготовленного компанией Grontmij A/S (Дания), указано, что используемое оборудование в полной мере соответствует международным стандартам в области конструирования оборудования и обеспечения защиты окружающей среды, объемы заводских выбросов веществ не оказывают значительного влияния на окружающую среду.

Согласно отчета «Проведение экспертизы проекта «Организация производства ферросиликомарганца марки МнС17 в объеме 53 000 т в год на заводе ООО «СГМК-Ферросплавы» в городе Новокузнецке с целью установления влияния данного производства на заболеваемость населения» указано, что выбросы химических веществ в атмосферный воздух завода создадут ничтожно малые риски для здоровья населения, которые не требуют принятия дополнительных мер по их снижению и оцениваются, как независимые, незначительные по отношению к рискам, существующим в повседневной деятельности и жизни населения.

В связи с вышеизложенным, участники заседания Подкомитета по экологии, р е ш и л и:

1. Рекомендовать Комитету по природным ресурсам, природопользованию и экологии ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 584587 — 5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» и необходимость его принятия в весеннюю сессию 2012 г.

2. Одобрить реализуемый ООО «УК «СГМК» в Кемеровской области проект организации производства ферросплавов, как соответствующий передовому опыту и наилучшим существующим технологиям очистки.

3. Рекомендовать ООО «СГМК-Ферросплавы», после запуска в эксплуатацию производства, обеспечить:

соблюдение соответствия деятельности предприятия проектным параметрам,

— постоянный мониторинг за выполнением нормативов выбросов загрязняющих веществ,

— производственный экологический контроль за функционированием технологического оборудования,

открытость при реализации данного проекта и доступ общественности к информации, связанной с обеспечением экологической безопасности предприятия.

4. Направить, в качестве информации, решение Подкомитета по экологии: Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донскому, Губернатору Кемеровской области А.Г. Тулееву, Председателю Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И. Кашину, главе г. Новокузнецка В.Г. Смолего, председателю Новокузнецкого городского Совета народных депутатов С.И. Корнееву, генеральному директору УК «СГМК» Е.И. Половинкину.

Председатель Подкомитета по экологии, депутат Государственной Думы

А.И. Фокин